Рус Бел

 

Внимание! Запись на прием в службу "одно окно" горисполкома осуществляется по тел. 142, 43 61 31, 33 14 74, 43 62 90, 43 62 98 в рабочие дни в часы приема. Приглашаем льготников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Витебском горисполкоме, для строительства жилья. Обращаться в кабинет №102, тел. 436274. За содействием в трудоустройстве можно обращаться в службу занятости по тел. 362549, сведения о вакансиях на сайте: gsz.gov.by, постоянно действующие комиссии по содействию занятости администрации Октябрьского района тел. 649996, администрации Железнодорожного тел. 604784, администрации Первомайского района тел. 643382, городскую комиссию тел. 361348. Обучение для безработных по профессиям: «слесарь-сантехник», «сборщик обуви», «швея», «рабочий зеленого строительства», «электрогазосварщик», «повар» тел. 36-25-45, 36-25-40 Субсидии безработным г.Витебска для организации собственного дела тел. 36-25-40, 36-25-15 Приглашаем всех желающих на оплачиваемые работы по уборке улиц города, очистке и окраске заборов, погрузочно-разгрузочные и сельскохозяйственные работы. тел. 36-25-54 Cлужба занятости ведет подбор водителей (С), трактористов, уборщиков территории, т. 36-25-29, 36-25-66
Главная / 77-лет Победы / Материалы по теме
10.04.2020

В краеведческом музей хранятся «талисманы» витебчанки, пережившей лихолетье войны

Прошло 16 лет, но история, рассказанная жительницей Витебска, жива в моей памяти. Как будто было все это сегодня.

В один из июньских дней 2004 года в музей пришла женщина, бережно держа в руках небольшую бисерную сумочку и сахарницу. Посетительница начала неторопливый рассказ, который перенес в Витебск 1942 года. В городе был установлен оккупационный режим. Несмотря на это молодежь продолжала встречаться, обсуждать насущные проблемы, строить планы по уничтожению врага, а также… танцевали и пели. Тереза Гавриловна Аквит, о которой идет речь, часто бывала в одном из домов возле Смоленского рынка.

В один из вечеров Терезу на вечеринку не пустили под предлогом домашней работы. Ей повезло, в тот день была устроена облава на подпольную группу, которая собиралась в этом доме. Такие мероприятия оккупационные власти проводили довольно часто — оцепляли рынки, целые районы города. Арестованных отправляли в рабочий лагерь, а затем в товарных вагонах в Германию.

Когда была объявлена обязательная явка для отправки на работы в Германию, Тереза не избежала этой участи.

Когда она попала в лагерь для рабочих, ей удалось бежать. Оставшись на улице, девушка постучала в двери одного из домов, чтобы укрыться на ночь. Хозяйка впустила ее, а узнав, что она из остарбайтеров, накормила и оставила на ночлег. Утром немка подарила девушке бисерную сумочку и сахарницу, полную соли (в то время это было «царским» подарком, так как соль была в дефиците). А затем сообщила немецким властям о беженке. Немецкое население было напугано информацией о распространении тифа из лагерей. Терезу вернули в лагерь для рабочих.

В 1945 году узников освободили, они получили белье, обувь, одежду и эшелоном были отправлены в Минск. Так Тереза оказалась на железнодорожном вокзале белорусской столицы. Что стало с ее семьей, девушка не знала, так как связи никакой не было. В раздумье о будущем Тереза задремала. А когда проснулась, то пальто, которое было в изголовье, исчезло. Только руки бережно сжимали заветный узелок с сумочкой и сахарницей, которые пронесла через все годы испытаний. А может это был талисман, благодаря которому ей удалось вернуться домой.

Приехав осенью 1945 года в Витебск, город девушка не узнала. Родительский дом был разрушен. Чудом она нашла мать, которая жила в подвальном помещении бывшего ремесленного училища. Не описать того безграничного счастья, которое испытала Тереза, увидев родное лицо после долгого одиночества и безысходности.

Подарки немки она хранила всю жизнь и решила передать в музей, чтобы они не были утеряны. Сумочка, шитая бисером, — образец рукоделия конца XIX века. Выполнена, вероятно, не профессиональной вышивальщицей. Сахарница была изготовлена на одном из европейских предприятий во 2-й половине 1930-х — начале 1940-х годов из фарфора, с серебрением. Редко используемая технология и небольшой период производства подобной посуды позволяют говорить о ее достаточно высокой ценности.

Все новости

Другие новости

Радио “Витебск”