• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 9

    №9 1. Система государственно-административного управления: свойства, структура, коммуникации.

    Система - совокупность взаимосвязанных элементов. Любая система имеет общие свойства: 1. Адаптивность.2. Динамизм. Система имеет на входе и выходе рецепторы, на которые постоянно поступают из внешней среды импульсы в виде требований и поддержки. Реагируя на них, система постоянно находится в динамике. 3. Структурированность: в любой системе есть системообразующие элементы и связи, которые и составляют ее сущность..4. Целостность. 5. Функциональность. Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы.

    Государственное управление является соц системой со всеми присущими этому виду свойствами. Причем, социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и, в силу этого, проявляется как творческий характер социального управления, его сила, так и уязвимость. Управление общественными процессами, людьми, имеет ряд дополнительных признаков:иерархичность статусов элементов; -целенаправленность, формирующаяся и функционирующая на основе определенных норм и ценностей. В зависимости от того, на какой идейно-ценностной базе строится политическая система в данном обществе, таково и духовное основание системы государственного управления;-наличие в системе механизмов самоуправления;-самосознание субъектов и объектов управления;-формальные и неформальные отношения;-организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность). Управленческие решения и действия – главный результат функционирования системы государственного управления.

    Систему государственных органов можно представить через две основные подсистемы (условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на национальном, региональном и местном уровнях Подсистема А национального уровня образуется на основе конституции страны. Фактически – это политическая организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития. Подсистема Б включает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных инсти-тутов подсистемы А.

    К государственным органам подсистемы А национального уровня относятся: глава государства;представительные и законодательные органы; правительство;судебные органы: Конституционный суд, Высший Арбит-ражный суд, Верховный суд; органы специального назначения.

    Государственные органы регионального уровня создаются на основе конституций и уставов субъектов федеративного государ-ства: представительные законодательные органы субъектов, адми-нистрация субъектов (президенты, мэры, губернаторы).

    В федерациях государственные органы на местном уровне со-здаются на основе конституций и уставов субъектов федерации. В унитарных государствах – на основе общей конституции.

    Государственные органы подсистемы Б создаются на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и ад-министрации соответствующего уровня. Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее харак-тером. Это исполнительно-распорядительные органы. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия.

    Правовой статус органов госуправления определяется следу-ющими основными положениями:• они осуществляют свою деятельность на основе консти-туции и принятых в соответствии с ней законов;• в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности они используют правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядитель-ного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера; все они подотчетны и подконтрольны органам государ-ственной власти; каждый нижестоящий орган управления подчиняется и подконтролен по вертикали соответствующему вышестоящему ор-гану.

    К государственным органам подсистемы Б относятся: администрация главы государства; институт полномочных представителей президента (в некоторых странах); аппарат парламента; аппарат правительства; министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти; аппарат судов, Генеральной прокуратуры.

    В федеративных государствах выделяют: на региональном уровне: - органы управления субъектами федерации; подразделения федеральных органов власти, их терри-ториальные структуры. На местном уровне – аппарат муниципальной службы, обеспечивающий функционирование органов местного управления.

    Управленческие отношения в системе социальных институтов. Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой.. Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы. Социальное управление - воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности . Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле правляемых. Отсюда властность социального управления - субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей. В условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения. Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.

    Три модели социального управления. 1:- координация (с лат. означает сорасположение). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций. 2: - субординация (от лат. - соподчинение). Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени. 3: - реординация (с лат. - переподчинение). Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали. Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание.

    2. Сущность и направления использования индекса развития человеческого потенциала. (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г.. При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие;Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения;Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий , высокий , средний и низкий уровень.

    Как и многие другие показатели, требующие международного сопоставления, он публикуется по датам не менее чем через 2 года после их публикации нац стат службами. Т. Обр., большая часть данных в таблицах последнего на данный момент отчёта относится к 2008 г.

    Радио “Витебск”