• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 29

    №29 Понятие эффективности и результативности государственного управления.

    Государственное управление, направленное на решение какой-либо проблемы, должно быть результативным и эффективным. Однако оно не всегда дает желаемый результат, к которому стремился управляющий субъект, нередко приводит к нежелательным последствиям. Между результативностью и эффективностью нельзя ставить знак равенства. Если о результативности государственного управления можно судить по достижению поставленных целей, как главного результата управленческих действий, то эффективность требует ответа на вопрос: «Ценой каких затрат получен данный результат?».

    Необходимо заранее просчитывать эффективность управления, исходя из возможности достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов.

    Применительно к системе государственного управления эффективность (в широком смысле) следует рассматривать как комплексную характеристику потенциальных и реальных результатов функционирования системы с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам ее развития (не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе). Оценку эффективности государственного управления делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Из всех способов оценки следует выделить следующие: отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности. Это – ежегодные послания Президента Республики Беларусь Национальному Собранию, отчеты Правительства Республики Беларусь перед Национальным собранием, отчеты палат Национального Собрания перед обществом, а депутатов - перед избирателями и т.д.; общественное мнение; СМИ, которые по своей сути призваны зеркально отражать происходящие в жизнедеятельности общества события и, следовательно, результаты управления; обращения граждан, содержание которых формирует представления о жизни людей, их потребностях, конкретных интересах, нарушениях их прав и т.п., что, в определенной мере, позволяет судить об эффективности гос управления, обнаруживать недостатки, упущения, слабые места в системе гос управления.

    2. Социологический прогноз и его роль в управленческой практике. Социологический прогноз представляет собой: комплексное предвидение преобразований среды под влиянием объективных и субъективных факторов: определение перспектив развития социальной сферы, всего, что связано с жизнедеятельностью общества и явл. предметом соц. управления и социального регулирования; определение соц. последствий принятия тех или иных экон или полит решений, непосредственно влияющих на пути развития общества. Различают прогнозирование соц-ое на государственном, региональном и местном уровнях. В зависимости от уровня, соц прогнозирование различается по масштабу охвата социальных явлений, комплексности, конкретности и адресности. По временному критерию различают краткосрочное (оперативное), среднесрочное (тактическое) - до 5 лет и долгосрочное (стратегическое) - до 10-15 лет. Выделяют два основные вида прогнозов - поисковые и нормативные.

    Если поисковые прогнозы отвечают на вопрос: что возможно, каким может быть состояние социального процесса, системы, объекта, то нормативные отвечают на вопрос: как достичь предсказываемого будущего.

    Специфика нормативных прогнозов заключается в том что они в большей степени, чем поисковые, носят прагматический характер. Они используются в управленческой практике и служат для обоснования перспективных целей, задач, программных и плановых разработок, среднесрочных и долгосрочных решений.

    Прогнозирование социальное прямо или косвенно служит повышению эффективности соц. управления и соц. регулирования социальных процессов. Оно приобретает особую актуальность в периоды системных кризисов и особенно в переходные периоды развития общества, при переходе от одной формы экономических отношений к другой, при разработке и прогнозов-следствий - положительных или отрицательных для жизнедеятельности общества и отдельных его сфер. Однако в человеческом обществе далеко не все можно просчитать и выразить в цифрах. Например, когда речь идет о социальной защите лиц, пострадавших в результате экологических бедствий, должны учитываться как медико-биологические, так и правовые параметры. А также направление социально – психологической реабилитации, прогнозировать результаты которой довольно сложно. В некоторых случаях следует использовать данные из естественнонаучной сферы, связанные со спецификой действия долгоживущих радионуклидов. Т.е. в деле социальной защиты населения требуется проведение целого комплекса мер из разных областей жизнед-ти, что находит свое выражение в различных планах, программах и проектах.

    3. Государственная жилищная политика и направления ее совершенствования.

    Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. Жилищная политика, жилищные отношения определяются и регулируются жилищным зак-вом РБ, которое основывается на Конституции и состоит из Жилищ кодекса, декретов и указов Президента, постановлений Совета Министров и иных законодательных актов.

    Стратегической целью проводимой в РБ жилищной политики является создание необходимых условий для реализации конституционного права на жилье для всех социальных групп и слоев населения, обеспечение социальных гарантий для малообеспеченных и социально уязвимых категорий граждан.

    Строительство жилья играет большую роль в подъеме экономики государства и развитии социальной сферы. В отличие от большинства постсоветских стран Беларусь не допустила развала строительного комплекса, разработав систему государственной поддержки жилищного строительства, по размаху которого она устойчиво занимает первое место среди государств СНГ. Основными принципами, на которых базируется государственная жилищная политика, являются следующие:

    • дифференцированный подход к обеспечению граждан жильем в зависимости от их социального статуса и уровня доходов, т.е. предоставление бесплатного (социального) жилья малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, а также иным категориям граждан, пользующимся предусмотренными государством льготами;

    •государственная помощь в виде одноразовых безвозмездных субсидий или льготных кредитов малообеспеченным трудоспособным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

    •создание условий для всех нуждающихся (налоговые льготы и т.д.) для стр-ва жилья за счет собств средств и тд

    Гос программы в жилищной сфере. На сегодня одной из наиболее острых и болезненных проблем в нашей стране является проблема малых городов и поселков. Важнейшей задачей жилищной политики здесь является создание полноценной среды жизнедеятельности и условий для реализации права каждой семьи на отдельное благоустроенное жилище, отвечающее индивидуальным потребностям и укладу жизни. Без ее решения невозможно говорить о достижении в нашем обществе нового качества жизни, полной занятости населения. Поэтому решение жил проблемы имеет существенное значение для успешного развития малых и средних городских поселений, роста благосостояния их жителей, что будет способствовать обеспечению предприятий и организаций, расположенных в глубинке, высококвалифицированными кадрами. Особое внимание уделяется малоэтажному и индивидуальному домостроению. Увеличение доли частного (индивидуального) жилья также является одной из важнейших задач жилищного строительства в нашей стране. В европейских странах, США доля частного жилья ежегодно возрастает. Так, в США она достигла 90%, в странах Западной Европы – 60–80%. В Беларуси эта доля составляет лишь 36,8%.

    В целом стратегия белорусского государства в жил политике нацелена на развитие стр-ва жилья с учетом возможностей различных соц групп населения, что должно позитивно влиять на соц-эконом процессы в обществе.

    Радио “Витебск”