• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 24

    24 Бюрократизм в гос органах: сущность, особенности проявления. Бюрократия в буквальном переводе означает господство конторы, власть аппарата управления, иными словами власть не народа, даже не конкретного человека, а должностной позиции. Само по себе это слово не несет негативной нагрузки. Управленческие органы совр бюрократической системы пользуются предоставленными им полномочиями и властью, действуют в интересах тех, кто уполномочил их управлять общественными делами. Бюрократия – явление историческое. Многообразие трактовок бюрократии можно свести к четырем основным типам:

    - веберовский тип. Суть концепции – бюрократическая организация, которая пришла на смену организации патриархальной (патримониальной по Веберу), где все решали деньги и положение в обществе, технически самая совершенная из всех форм. Ее превосходство проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне. - марксистский. Бюрократия по Марксу это негативное явление. Он отождествлял ее с бюрократизмом – косностью, волокитой, канцелярщиной, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Абсолютное зло. - имперский («азиатский»). На примере Китая. Суть работы чиновника эффективное служение императору, сыну небес, а не общественным интересам, и обеспечивать стабильность, устойчивость системы. Просуществовала вплоть до ХХв. Один из гл секретов уникальной стабильности было отсутствие возможности у чиновников осознать себя самост полит силой. Действовал целый ряд разобщения чиновников и их интересов, цензорский надзор за ними, систематическое обновление аппарата. Подобная модель была и в России.- «реалистический». Близок к веберовскому типу. По началу служащий по-прежнему рассматривается лишь как »винтик» административной системы, хотя и обладающий особыми индивидуальными свойствами. Позже стали уже говорить о децентрализации управления, приближения его к людям и их нуждам.

    Бюрократизм – негативное явление, групповая монополия управляющих на функции управления и власти. Демократизируя систему управления, мы лишаем бюрократизм благоприятной среды, в которой он размножается и процветает. Действенный метод борьбы – самоуправление. Преодоления бюрократизма – последовательный переход к новой системе экон отношений, основанный на принципах свободного рынка, на разгосударствлении и эффективном взаимодействии многообразных форм собственности и хозяйственности, конструктивная критика аппарата управления, продуманная система работы с кадрами, формирование сильного гражданского общества и правового государства.Бюрократическое управление – это управление в рамках четко разработанных правил и предписаний.. Следует различать понятия «бюрократия» и «бюрократизм». Если первое слово служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления (рациональная бюрократия), то второе понятие применяется в негативном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и власти (иррациональная бюрократия).

    2. Лидерство и руководство: общие черты и различия. . Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство. Руководитель – это ведущий за руку, лидер. Эти понятия существенно не различаются, т.к. руководитель выражает свои официальные полномочия в управлении коллективом, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группах. Основные различия между руководством и лидерством:1лидерство в основном связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, в то время как руководство является средством регулирования отношений в рамках официальной социальной организации;2лидерство – это феномен микросреды, а руководство- элемент макросреды, отвечающий системе доминирующих в ней социальных отношений;3лидерство возникает стихийно, руководство – это процесс целенаправленной и контролируемой сверху деятельности социальных организаций и институтов;4в отличие от лидерства, руководство – это явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов группы;5процесс руководства характеризуется применением гораздо более определенной системы различных санкций, чем это имеет место в лидерстве;6процесс принятия решений в системе руководства носит сложный и многократно опосредованный характер;

    деятельность лидера протекает в рамках микроструктуры малой группы, сфера же действий руководителя гораздо шире и охватывает различные уровни социальной системы.7лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство – это социальная характеристика формальных отношений в группе, прежде всего в плане распределения ролей управления и подчинения.

    . Руководитель имеет официальные полномочия, назначается и освобождается с должности вышестоящими социальными структурами.. Руководитель м. одновременно выступать в роли неформ-го лидера. Соединение функций руководителя и лидера характерно для коллектива высшей формы орг-ции группы. Оптимальным является тип руководителя с высоким офиц, професс и личным статусом. Лидером никогда нельзя стать, если члены группы не воспримут конкретное лицо как лидера. Руководителя же нередко назначают на д-ть независимо от того, воспринимают его подчиненные таковым или нет. Если руководитель завоевывает авторитет и становится лидером группы, то если хороший руководитель воспринимается как «мозг группы», то лидер – как «сердце группы». Руководитель-лидер должен объединять в себе эти качества, т.е. быть одновременно мозгом и сердцем группы.

    Сущность и осн составляющие соц инфраструктуры(СИ). Цели и задачи их развития.

    СИ включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, ЖКХ, жилищное стр-во и другие сферы. СИ оказывает огромное влияние на формирование человека, его дух мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохран и укрепление его здоровья, готовность к активной жизн позиции и т. д. Состояние и уровень развития СИ предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому гос регулированию СИ отводится особая роль в гос регулировании соц сферы и в системе гос регулирования экономики в целом. Исходя из особенностей отраслей, входящих в социальную инфраструктуру, и специфики оказываемых ими услуг, отрасли можно объединить и представить в виде двух комплексов:социально-культурный комплекс;социально-потребительский комплекс. К соц-культурному комплексу отн-ся: образ, культура, здрав-е, физ к-ра и спорт, соц обслуж. Отрасли, обеспечивающие производство и доведение до населения материальных благ и услуг, входят в состав соц-потребительского комплекса. К ним относятся: торговля, общ питание, быте обслуживание, ЖКХ. Регулирование отраслей СИ осущ-ся республ и местными орг-ми управления. При этом все более расширяется круг соц проблем, решаемых местными органами. Развитие СИ должно способствовать достижению стандартов уровня и кач-ва жизни развитых европейских гос-тв.

    Радио “Витебск”