• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 1

    №1

    1. Государственно-административное управление: сущность, специфика, объективная необходимость.

    ГУ – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Природу и специфику ГУ определяет:

    1.субъект управления. В качестве субъекта выступает государство. Характер ГУ определяется характером, конституционными основами государства. Государство как «мозговой центр» дает «импульсы – приказы» ГУ;

    2. ГУ опирается и представляет собой способ реализации государственной власти. Законы и решения, правила, установленные государственной властью, являются общеобязательными;

    3. В центре внимания ГУ лежат решения общих дел, согласование и защита действий всех граждан, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп;

    4.комплексный характер методов и средств государственного воздействия. Используются не только правовые, политические, экономические методы, но и методы принуждения.

    Объективная необходимость ГУ продиктована необходимостью обеспечения целостности общества. Она предопределена потребностью соблюдения законов, необходимостью выработки и реализации гос.политики, направленной на:

    эффективное использ-е всех видов ресурсов – природ-х, мат-ных, труд-х, финан-ых, информац-ных;

    справедливое перераспределение доходов, основных социальных благ, соблюдение гарантий;

    поддержание общественного порядка;

    гарантированную безопасность людей, общества, страны и т.д

    Парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий.

    2. Классические концепции управления.

    Родоначальником научных основ управления считается американский инженер Ф.У.Тэйлор (1856-1915). Он разработал ряд методов НОТ, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Тэйлор развивал «научное управление» (термин, введенный им самим) в четырех областях:

    а) нормирование; б) исследование соотношения времени и задач ; в) систематический отбор и обучение кадров; г) денежные стимулы, вознаграждение за конечный результат.

    «Главнейшей задачей управления предприятием, должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника.

    Г.Эмерсон (1853-1931) разработал комплексный системный подход к организации управления. Он расположил их: 1)точно поставленные идеалы и цели; 2) здравый смысл; 3) компетентная консультация; 4) дисциплина; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) оперативный, надежный, полный и точный, постоянный учет; 7) диспетчирование; 8) нормы и расписание; 9) нормализация условий; 10) нормирование операций; 11) написанные стандартные инструкции; 12) вознаграждение за производительный труд.

    А.Файоль (1841-1925) – создал «теорию администрации». Он считал, что эффективное управление может быть осуществлено при выделении шести основных операций: технические операции; коммерческие операции; финансовые операции; страховые операции; учетные операции; административные операции.

    В системе управления А.Файоль выделил пять основных операций и дал такое определение управленческой деятельности: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

    Выделил 14 принципов управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала.

    В России А.Богданов - наука - тектологию (от греч. – строительное искусство). В ее основе лежит идея «единства опыта», причем применительно к «социальным системам» решающую роль играет опыт организационный. Общество, с его точки зрения, представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов как внешних (окружающая природная среда – климат, флора, фауна, а также взаимодействие с другими обществами), так и внутренних, специфически общественных: государства, народы и т.д.

    3. Понятие уровня и качества жизни населения, их характеристика.

    Об уровне жизни населения можно судить,  оценив его материальное положение,  социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период.  Денежные доходы населения являются одним из основных показателей уровня жизни. Реальная заработная плата работников - составная часть реальных доходов. Индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов - ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности): Индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране.

    Человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала.

    Коэффициент жизнеспособности населения., характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране.

    Частные индикаторы:социально-демографические - продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности; экономической активности населения - уровень безработицы, миграция населения и ее причины.

    Радио “Витебск”