• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 8

    №8 1. Объекты государственно-административного управления, их структура.

    Объект государственно-управляющего воздействия – общество, т.е. управляемая система.

    Свойства управляемых объектов: -Самоактивность управляемых объектов (УО) (систем) –их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Реализуется в различных формах: в преобразовании окружающей среды; в установлении с ней активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации;-Целенаправленный характер, ориентация на конкретные предметы, явления, отношения, результаты;-Адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам социального бытия;-Самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития;-Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.

    Комплекс свойств управляемых объектов определяет меру управляющих воздействий со стороны государства.

    Три основных уровня УО:-человек в проявлениях его сознания,-коллективы и объединения людей, -общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений. Видовые группы:- экономические УО непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.-социальные УО осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.-К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая. Для госаппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, формирование и развитие общества (гражданского) более предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.

    2.Роль социальных институтов в трансформации белорусского общества.

    Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил. принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания. Ссоздание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

    Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее.Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Нормы бывают формальные и неформальные.Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают: формальные, неформальные ,положительные, отрицательные

    Регулирование занятости населения. Государственная программа занятости в Республике Беларусь.

    Обеспечение полной свободно избранной занятости населения выступает одной из важнейших задач социально-экономического развития республики. Без решения этой задачи невозможно дальнейшее продвижение по пути реформ, совершенствование социальной политики, поскольку занятость выступает главным условием получения населением доходов, гарантом поддержания приемлемого уровня жизни и социальной стабильности в обществе. Обеспечение занятости выступает основным связующим звеном между достижением экономического роста и созданием возможностей для развития человека. Люди ценят свою работу по многим причинам.

    Регулирование занятости населения в республике осуществляется в соответствии со следующими принципами: создание равных возможностей для всех граждан в реализации права на труд и свободный выбор профессии; содействие мобильности трудовых ресурсов; обеспечение государственных гарантий работающим и социальной защиты безработным; координация действий профсоюзов и работодателей; единство централизованных мероприятий, осуществляемых республиканскими органами государственного управления, и мероприятий местных органов власти.

    Правовое регулирование в сфере занятости осуществляется на основе Закона «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 г. Занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). Она может осуществляться преимущественно на основе договора (контракта), членства в кооперативах, коллективных и арендных предприятиях. Занятостью признается также работа по договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), предпринимательство и другая не запрещенная законом трудовая деятельность.

    В республике создана Государственная служба занятости. Систему этой службы образует Главное управление по занятости населения Министерства труда и социальной защиты, а также входящие в структуру областных комитетов, городских и районных управлений по труду, занятости и социальной защите подразделения, занимающиеся занятостью, региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных, их филиалы и отделения.Одной из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале или возобновлении трудовой деятельности, т.е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудового договора между работником и нанимателем. Меры государственного воздействия, направленные на решение проблем занятости, многообразны и реализуются в активных и пассивных формах. Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости являются ресурсы бюджета. Они используются на выплату пособий по безработице и проведение мероприятий по содействию занятости.

    Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная  программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, основной целью которой  является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики. Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства  в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.  

    В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления и иным устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

    Радио “Витебск”