• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 3

    № 3

    1. Современные проблемы и направления совершенствования государственного управления.

    В системе государственного управления все большую значимость приобретают, знания, научное прогнозирование, программирование, моделирование, все более полно используется человеческий фактор.

    Серьезной проблемой в государственном управлении является проблема, связанная с усилением мотивации восприимчивости субъектов управления к нововведениям, информационно-коммуникационному обеспечению управленческой деятельности.

    В Республике Беларусь совершенствование государственного управления является непрерывным процессом, связанным с социально-экономическими преобразованиями в стране, с процессами перехода к рыночной экономике и устойчивому развитию. Основополагающей задачей в области государственного управления является формирование инфраструктуры государственного управления. Для этого требуется реализация следующих задач:

    оптимизация организационной структуры управления на основе исключения излишних звеньев и минимизации затрат на осуществление управленческих функций;

    повышение роли экономических методов управления, формирование их целостной системы, отвечающей требованиям рынка;

    внедрение современных технологий управленческой деятельности на основе компьютерно-информационных сетей;

    создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов государственного управления;

    проведение системной кадровой политики; создание эффективной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров; формирование кадрового потенциала, как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса белорусского общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда;

    Целью эффективного государственного управления должна стать реализация стратегии, в рамках которой следует согласовать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику. При этом государственное управление должно иметь трансформационно-опережающую стратегию и приобрести четкую социальную направленность.

    2. Эффективность управления и рациональное стимулирование Г. Эмерсона..

    Система Ф.Тейлора заложила основы «классической школы управления», которая развивалась параллельно в США и в странах Европы в ряде различных концепций, течений и т.п. Ее развитие связано с именем Г.Эмерсона.

    Известный американский организатор производства Г.Эмерсон (1853-1931) разработал комплексный системный подход к организации управления. Ключевое понятие его концепции – «эффективность», или, в устоявшейся традиции перевода на русский язык, «производительность».

    Основные управленческие идеи Г.Эмерсона изложены в его книге «Двенадцать принципов производительности». Он расположил их в следующей последовательности:

    точно поставленные идеалы и цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; оперативный, надежный, полный и точный, постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписание; нормализация условий; 10) нормирование операций; 11) написанные стандартные инструкции;

    10) вознаграждение за производительный труд.

    Особенно следует выделить два принципа Эмерсона: принцип точно поставленных целей и принцип здравого смысла. В них отражена общая тенденция развития классической школы управления в 90-е г.г. ХIХ и начале ХХ в.в. – тенденция рассматривать производственную организацию как некий «рациональный инструмент» по достижению поставленных целей.

    3. Мониторинг социальных процессов, его содержание.

    Мониторинг — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.

    Например, мониторинг окружающей среды включает наблюдения за природными объектами.

    Мониторинг широко применяется в социальном менеджменте.

    Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.

    Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными процессами и явлениями.

    Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране.

    Например, развитие малого предпринимательства может способствовать формированию среднего класса.

    Основные принципы мониторинга:

    полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;

    сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;

    сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

    Социальный мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.

    С помощью мониторинга можно получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.

    Радио “Витебск”