• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 10

    №10

    1. Цели гос-административного управления: классификация, механизм формирования «дерева целей».

    Цель управления в общем смысле – идеальный образ результата деятельности, который формируется до начала ее осуществления и становится основой организации средств и определения способов этой деятельности.Цели отражают потребности развития общества в целом, а также конкретного объекта управления. Можно выделить конкретные цели и цели глобального порядка. Требования – цели ГУ должны быть объективно обусловленными и обоснованными, социально ориентированными, обеспеченными ресурсами, признанными, привлекательными, популярными, поддерживаемыми гражданами, масштабными, но реальными, понятными и понятыми работниками управляющей и управляемых организаций. Целеполагание в ГУ на ближайшую перспективу должно быть определено только в контексте качества жизни: упрочения правового и общественного порядка, удовлетворения наиболее важных материальных и духовных потребностей граждан, право народа на достойное человеческое существование. Основные принципы целеполагания – открытость, прозрачность и гласность. Субъект формирования целей ГУ –народ.Благодаря древу целей обеспечивается взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (политических, экономических, социальных, духовных и др.), их согласованность для получения заданного результата.

    Древо целей образует систему, каждый структурный элемент которой занимает определенное место и играет определенную роль в достижении главной цели. Формируется древо целей от общего к частному. Стволом являются стратегические цели-задания, связанные с качеством жизни общества, его сохранением и развитием. Стратегические цели развертываются в оперативные, оперативные – в тактические. Таким образом, происходит целеполагание, целеопределение, и целеутверждение государственного управления. Древо целей – образ, позволяющий сравнить систему целей ГУ с деревом, уходящим «корнями» в «почву» , которая его питает. При формировании древа целей субъект управления должен иметь полную информацию о состоянии общества, его проблемах, болевых точках, ресурсах для достижения целей и т.д. Кроме того, структурируя систему целей, следует иметь в виду, что каждая предыдущая цель должна детерминировать последующую, а также развивать и дополнять основную цель.

    Важно также определить иерархию целей ГУ, построенную на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества. Иногда важно определить иерархию недостижимых целей – это может служить показателем (дать информацию) качества работы макросистемы управления во всей совокупности отношений с обществом, как управляемой макросистемой, скорректировать взаимоотношения власти и общественных институтов, граждан. Цели ГУ: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан; обеспечение внутренней и внешней безопасности государства; создание условий для развития демократических институтов общества; гарантированная защита прав и свобод граждан; создание равных правовых условий для развития всех форм собственности, формирования рыночных механизмов; создание благоприятной экологической среды обитания; взаимовыгодное сотрудничество центральной и местной властей.

    Три вида целей:-Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления. Закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т.е. то, ради чего она создана. Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы. -Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа ГУ и не должны противоречить социальным целям-заданиям. Косвенно характер целей-ориентаций может быть определен путем анализа мотиваций..- Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой. Устойчивость – это постоянная цель и условие самосохранения организации. Цели должны быть: масштабными, но реально достижимыми; понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций; скоординированными во всей своей совокупности. Цели могут быть классифицированы и по другим критериям: -по объему: общие, охватывающие весь комплекс ГУ, частные, охватывающие отдельные подсистемы; -по результатам: конечные и промежуточные цели; -по времени: долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет); среднесрочные цели (на 5 лет); краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).По отношению к главным целям могут возникнуть побочные (вторичные) цели, которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

    Сущность и критерии социальной дифференциации.

    Слово «дифференциация» от лат корня, знач. различие. СД – разделение общества на группы, занимающие разное соц положение. Мн исследователи считают, что соц расслоение свойственно любому обш-ву. Даже в первоб племенах выделялись группы с соответствии с полом и возрастом, с присушими им привилегиями и обяз-ми. Был влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне з-на» отверженные. На последующих этапах развития соц расслоение усложнялось. Принято различать экон (различные доходы, уровень жизни, богатые и бедные и средние слои населения); полит (деление обш-ва на управляющих и управляемых, полит лидеров и массу), и проф Д. Под СД понимают не просто выделение к-то групп, но и определенное неравенство между ними с т.зр. их обществ положения, объема и хар-ка права, привилегий и обяз-тей, престижа и влияния. В совр зап социологии выд-ся классы. Но универс понятие «страты» (лат слой). В основу деления общ-ва на страты положены мн критирии: доход, профес, образование и др.Н-р:: 2 класса – рабочие и крест-во и соц группа - интеллигенция. Это стр-ра сов общ-ва с позиции марксистского классов подхода. А вот стратификация сов общ-ва 80-х гг.: правящий класс, управляющие специалисты, творч интеллигенция, спец-ты квалиф умственного труда, служащие неспециалисты, промышл рабочий класс, обслужив персонал, сх рабочие и крестьяне. Учет мн признаков при выделении соц групп создает более точную картину деств-ти, а значит, точнее выявляет ее изменения.

    3.Политика государства в области доходов населения и механизм ее реализации.

    Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников. Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

    Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы. Для этого необходимо обеспечить: создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы. В предстоящем пятилетии предполагается обеспечить сбалансиро-ванный рост доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. В связи с этим при прогнозируемом на 2011 - 2015 годы темпе роста ВВП 146 - 155 процентов рост реальной заработной платы должен составить 152 - 158 процентов. В целях недопущения необоснованной межотраслевой дифференциации в оплате труда необходимо сохранить государственное регулирование заработной платы при решении вопросов дифференциации 1Ьрифной части заработной платы работников организаций всех отраслей экономики на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь; определить размеры выплат стимулирующего характера при включении их в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении; а также установить ограничения в повышении оплаты труда работников при наличии задолженности по платежам в бюджет, заработной плате, получении налоговых льгот и иных преференций. В бюджетном секторе необходимо сохранить государственное регулирование оплаты труда, которое будет осуществляться на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь..В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.

    Предусматривается восстановление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, повышение реальной заработной платы в 1,52-1,58 раза. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США.

    Радио “Витебск”