• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • 5

    №5

    1. Государство как субъект управления, функции государства.

    Гос-во как субъект управления – это объединение взаимосвязанных учреждений, организаций, регулирующих совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, наций. Гос-во имеет для реализации своих полномочий законодательные, исполнительные и судебные органы.

    Функции гос-ва отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.

    Существуют различные классификации функций: общие и специальные, внутренние и внешние, и т.д.

    К внутренним функциям относятся:

    -экономическая – выработка стратегии и тактики экономического развития страны и их реализация;

    -политическая - обеспечение ценности и сохранности общества, формой которого выступает данное гос-во;

    -социальная – определение соц. политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности общества, регулирование отношений между гражданами, социальная защита малообеспеченных слоев населения;

    -нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих обществ. жизнь;

    -экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

    Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, решение глобальных проблем.

    Функции можно подразделить на политические и административные. Выполнение политических функций означает, что гос. органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Административные функции в отличие от политических, непрерывны в исполнении, их сущность состоит в обеспечении исполнения законов, норм, правил, норм порядка и предоставлении государственных услуг юридическим и физическим лицам.

    Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществление универсальных управленческих функций, которые реализуются на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения.

    2. Идеальная бюрократия М.Вебера.

    Значительным приращением в развитии управленческой теоретической мысли стал разработанный одним из классиков социологии М.Вебером «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория» бюрократии». Основные характеристики этого идеального типа таковы. В соответствии с этой теорией вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов – экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий управляющий или каждое подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц.

    Служба в системе управления, согласно М.Веберу, основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба в организации неотделима от карьеры, поэтому должна существовать система «продвижения»в соответствии со старшинством или успешной деятельностью или тем и другим. Такая политика в отношении кадров призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, воспитывать у них инициативу и высокую степень лояльности к организации.

    Придав первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, М.Вебер в то же самое время оставил вне поля зрения неформальные отношения. Однако такие отношения жизненно важны, так как именно неформальные отношения способны сыграть важную роль в повышении эффективности управленческой деятельности.

    3. Демографическая ситуация и демографическая политика Республики Беларусь на современном этапе.

    По предварительным данным переписи населения на 14 октября 2009 г. численность населения Республики Беларусь составила 9 млн. 489 тыс. человек Численность городского населения 74% общей численности населения, сельского –26% (в 1999 г. 69% городского и 31% сельского).  Численность женщин превышает численность мужчин как в составе городского населения, так и сельского.

    Резкое ухудшение демографической ситуации проявилось с 1993 г., когда впервые за многие десятилетия смертность населения превысила рождаемость, в республике четко проявляются все черты демографического кризиса: 1.падение рождаемости, 2.снижение продолжительности жизни, 3.старение населения, 4.уменьшение численности населения.

    Усиливается процесс старения населения. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет составляет 7%. В связи со старением населения важнейшей проблемой для экономики республики будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты.

    В 2002 г. в республике был принят закон «О демографической безопасности», призванный защищать демографические интересы государства и общества.

    Проблемы в демографической ситуации вызывают необходимость проведения целенаправленной и эффективной государственной демографической политики.

    Меры демографической политики подразделяются на:

    - экономические (оплачивание отпуска и различные пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи)

    - административно-правовые (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях,

    - воспитательные и пропагандистские, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный климат в обществе.

    В Республике Беларусь демографическая политика базируется на Конституции Республики Беларусь, согласно которой брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

    Радио “Витебск”