• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • Внимание! Запись на прием в службу "одно окно" горисполкома осуществляется по тел. 142, 43 61 31, 33 14 74 в рабочие дни в часы приема. Приглашаем льготников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Витебском горисполкоме, для строительства жилья. Обращаться в кабинет №102, тел. 436274. За содействием в трудоустройстве можно обращаться в службу занятости по тел. 362549, постоянно действующие комиссии по содействию занятости администрации Октябрьского района тел. 648906, администрации Железнодорожного тел. 604784, администрации Первомайского района тел. 643382, городскую комиссию тел. 361348. Оплачиваемые работы по сбору яблок тел. 36-25-15, 36-25-54 Обучение для безработных по профессиям: «продавец», «повар», «парикмахер», «мастер по маникюру, мастер по педикюру», тел. 36-25-45 Субсидии безработным г.Витебска для организации собственного дела тел. 36-25-40, 36-25-15 МЧС предупреждает: во время отдыха на природе исключите купание в нетрезвом виде
    Главная / Бацькаўшчына
    24.06.2022

    Как восстанавливался Витебск в первые послевоенные месяцы и годы? Об этом рассказала главный хранитель фондов ВОКМ корреспонденту vitbichi.by

    Немало интересных фактов об этом рассказала главный хранитель фондов Витебского областного краеведческого музея Ольга Давидовская, изучившая множество архивных документов.

    Витебск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 26 июня 1944 года. Страшную картину наблюдали воины Красной армии, занявшие город в тот день. Многочисленные разрушения, пожары, практически полное отсутствие жителей … Витебск лежал в руинах. Неимоверными человеческими усилиями его возрождали из пепла, и это стало величайшим народным подвигом.

    — За первый месяц в фактически безлюдный город прибыло 7744 человека. Население увеличивалось за счет вернувшихся из концлагеря близ деревни Марьяново Лиозненского рай­она, куда оккупанты вывезли перед отступлением почти всех оставшихся жителей Витебска, — объясняет Ольга Давидовская. — Также в город прибывали демобилизованные военнослужащие и те, кто находился в тылу. Возвращение к мирной жизни было радостным и одновременно трудным. В городе отсутствовали электроэнергия, транспорт, наблюдался дефицит стройматериалов, продуктов питания, были разрушены почти все предприятия и учреждения, сохранилось только 10 процентов довоенного жилого фонда. Проводились работы по разминированию зданий, улиц, дорог. 27 июня 1944 года, уже на второй день после освобождения города, начала работу 1-я хирургическая больница по улице Лабазной (современная Чайковского). Нужно было оказывать помощь раненым. В этот же день начал работать радиоузел. 29–30 июня возобновили работу хлебопекарня, два детских дома, филиал института переливания крови. Начались работы по возобновлению водопровода.

    В июле 1944-го начали работать 2-я городская и инфекционная больницы, были открыты аптека, дом младенца, детские ясли, пять столовых, четыре магазина. Начала работу санэпидемстанция. Санитарное состояние города было неудовлетворительным, требовались срочные и неотложные меры по борьбе с инфекциями. Работа проводилась в условиях нехватки медикаментов, недостатка кадров.

    Как рассказывает Ольга Давидов­ская, важное значение для послевоенного Витебска имело восстановление железнодорожного сообщения. Сразу же после освобождения расчищать руины на разрушенном вокзале и прилега­ющей территории жителям города помогали красноармейцы. Объем работ был достаточно большим и требовал определенного времени. Но уже в июле 1944 года первый поезд пошел на фронт в сторону Полоцка со станции Городок по восстановленному участку пути.

    23 июля на Пролетарском бульваре (современная улица Богдана Хмельницкого) состоялся митинг и парад партизан. В этом масштабном меро­приятии приняло участие около 15 тысяч человек — жители города и окрестностей, представители партизанских и воинских соединений.

    Люди терпели лишения, но продолжали самоотверженно трудиться.

    К концу июля было отремонтировано десять школ, введен в действие мост через Витьбу (ныне Бауманский мост). А 15 августа 1944-го было завершено строительство моста через Витьбу по улице Ленина (современный Октябрь­ский мост). Он был пешеходным, и только к маю 1945 года был возведен мост, пригодный и для движения транспорта.

    Проблема жилья продолжала оставаться одной из наиболее острых. Жилой фонд восстанавливался, но очень медленно. Это было связано прежде всего с отсутствием стройматериалов и инструментов. Квартиры под жилье выделялись в первую очередь инвалидам войны, семьям военнослужащих, партизанам и их семьям. Частных домовладельцев «уплотняли», расселяя к ним нуждающихся в жилье трудящихся города. Многие использовали в качест­ве жилья помещения предприятий, организаций, учреждений города и даже храмов. Чтобы занять то или иное помещение, организациям и частным лицам необходимо было получить в гор­исполкоме специальное разрешение. Часто таковое отсутствовало, и незаконно заселившихся граждан вынуждали освободить помещения.

    В течение августа 1944-го судоремонтники вели работу по подъему трех затопленных пароходов, была организована лодочная переправа через Западную Двину.

     

    Как отмечает Ольга Давидовская, в августе начали работать первые промышленные предприятия: фабрики «Знамя индустриализации» и имени КИМ, кирпично-черепичный, станко­строительные заводы имени Кирова и имени Коминтерна, завод заточных станков, спиртзавод, хлебокомбинат, мясокомбинат. На фабрике «ЗИ» были оборудованы и начали работу механическая и столярная мастер­ские, из развалин собраны и укомплектованы 30 швейных станков.

    22 августа состоялось заседание гор­исполкома, где были определены первоочередные объекты для восстановления: здание городского театра на площади Ленина, больница имени Калинина, школа № 15 (ныне гимназия № 1), пединститут, 1-й, 2-й и 4-й коммунальные дома.

    В августе горисполком решал вопросы заготовки дров на отопительный сезон. На дроволесозаготовки привлекалось население города в порядке трудовой повинности. Каждому трудоспособному необходимо было отработать не менее 24 часов в месяц по подготовке жилищ к зиме.

    Занятия в пединституте начались 2 октября. В этом месяце начали работать венерический и противотуберкулезный диспансеры, молочная кухня, было открыто 8 магазинов.

    В ноябре работники водоканала восстановили свыше 50 километров водопроводной магистрали. Были начаты работы по восстановлению трамвайной сети.

    — Первый массовый общегородской воскресник, в котором приняло участие более 12 тысяч человек, прошел 10 декабря 1944 года по постановлению горсовета, — приводит архивные данные Ольга Николаевна. — Жители города разбирали разрушенные здания, заготавливали стройматериалы, очищали улицы, дворы и площади. За 6 часов работы разобрано, очищено и уложено в штабеля 440407 штук кирпича, собрано 630940 килограммов различного металла, очищено 990 квадратных метров строительных площадок, заготовлено и уложено 224 квадратных метра бутовых камней. В 1944 году наиболее отличившимся горожанам выдавалась личная книжка участника восстановления города. Ее получали люди самых разных профессий — от врачей до красноармейцев и пекарей. Такая книжка за самоотверженный труд была выдана научному работнику Витебского исторического музея Галине Амосёнок, сейчас этот документ можно увидеть в экспозиции областного краеведческого музея.

    Большую роль в жизни людей послевоенного времени играл кинемато­граф. В 1944 году состоялись первые сеансы в витебском кинотеатре «Спартак» (сейчас это «Дом кино»). Вернувшийся из эвакуации 2-й Белорусский государственный театр начал работу в Витебске в декабре 1944 года. Как и многим другим учреждениям, ему пришлось искать новое помещение, так как занимаемое им до войны здание на площади Ленина было разрушено. Первые спектакли БГТ-2 шли на сцене уцелевшего клуба металлистов (ныне здание на улице Энгельса, 2). К слову, в этом здании с 29 ноября по 3 декабря 1947 года проходили заседания суда над фашистскими преступниками, получившими 25 лет лагерей.

     

    Население продолжало прибывать. К концу 1944 года в Витебске насчитывался 32471 житель. По-прежнему остро стоял вопрос обеспечения горожан жильем — деревянная и каменная застройка была разрушена на 90 процентов. С предприятиями, учреждениями и организациями города заключались договора на восстановление жилых и административных зданий. Однако процесс шел медленно. В каждом районе города были выделены участки для индивидуального строительства. На эти цели можно было получить ссуду в Витебском област­ном коммунальном банке. В январе 1945 года горисполком утвердил проект типовой застройки жилого дома наружным размером 6,5 х 7,5 м. Увеличивать эти габариты запрещалось.

    На 1 января 1945 года в городе работало 9 школ, к концу года — 15. Шли занятия в вузах — педагогическом и ветеринарном институтах. Многие здания довоенных учебных заведений были разрушены, поэтому приходилось заниматься в приспособленных для этого временных помещениях.

     

    К осени 1945 года были введены в строй многие общественные здания и сооружения Витебска. В июне 1945 года закончено строительство моста через Лучёсу (современный мост имени Шмырёва). В период строительства моста через Западную Двину горожане пользовались паромной переправой, соединявшей улицы Толстого и Энгельса. Этот вид транспорта был достаточно востребованным: только за май 1945 года паром перевез поч­ти 121,5 тысячи человек.

    Уже в 1945 году в Витебске звучала джазовая музыка, в город с концертом был приглашен всемирно известный джазовый трубач, скрипач, дирижер Эдди Рознер.

    Тогда же в 1945-м по решению городских властей было заключено трудовое соглашение с московским архитектором и фотографом Андреем Жарковым, по заказу он запечатлел отстроенные здания Витебска, сделал порядка сотни снимков, благодаря чему мы можем увидеть, как выглядели улицы города в то время. Снимки хранятся в фондах област­ного краеведческого музея.

    Решение о строительстве нового здания железнодорожного вокзала было принято на заседании горисполкома в сентябре 1945 года. К разборке завалов здания вокзала и других пристанционных зданий было решено привлечь рабочую силу из числа военно­пленных немцев. Строительство вокзала было закончено через семь лет, в 1952 году.

    Первую мужскую обувь в Витебске выпустили в 1950-м на фабрике «Красный Октябрь», в экспозиции музея представлены сапоги, которыми был награжден Владимир Сидоров, ударно трудившийся на восстановлении и запуске 1-й обувной линии предприятия. Он очень берег их и не носил, а затем передал в дар музею.

    В годы Великой Отечественной войны значительно пострадали многие памятники архитектуры Витебска. Среди сохранившихся — бывшая городская ратуша. При отступлении немцы заминировали здание. Минеры обнаружили в нем 150 тонн снарядов и 15 тонн взрывчатки. 1 июля 1944 года музей возобновил работу, а ровно через год открылась первая выставка — «Витебская область в годы Великой Отечест­венной войны». И сейчас, через 78 лет, экспозиции музея по-прежнему актуальны и открывают для посетителей страницы истории родного города.

    © Авторское право «Витьбичи». 

    Все новости

    Другие новости

    Радио “Витебск”