• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • Внимание! Запись на прием в службу "одно окно" горисполкома осуществляется по тел. 142, 43 61 31, 33 14 74 в рабочие дни в часы приема. Приглашаем льготников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Витебском горисполкоме, для строительства жилья. Обращаться в кабинет №102, тел. 436274. За содействием в трудоустройстве можно обращаться в службу занятости по тел. 362549, постоянно действующие комиссии по содействию занятости администрации Октябрьского района тел. 648906, администрации Железнодорожного тел. 604784, администрации Первомайского района тел. 643382, городскую комиссию тел. 361348. Оплачиваемые работы по сбору яблок тел. 36-25-15, 36-25-54 Обучение для безработных по профессиям: «продавец», «повар», «парикмахер», «мастер по маникюру, мастер по педикюру», тел. 36-25-45 Субсидии безработным г.Витебска для организации собственного дела тел. 36-25-40, 36-25-15 МЧС предупреждает: во время отдыха на природе исключите купание в нетрезвом виде

    История района


    В X-XIII веках на правом берегу Западной Двины, напротив устья реки Витьбы, существовало поселение, на базе которого сформировалась часть городского посада – Ильинщина. Свое название она получила от расположенной на ее территории церкви святого Ильи. В дальнейшем Ильинщина в письменных документах именуется как «Слобода Волотовка» или «Слободский посад».

    С появлением замковых укреплений и развитием города правобережная часть Витебска расширялась, и к XVI веку на правом берегу Западной Двины напротив витебских замков сформировалась Задвинская слобода. Северная часть Задвинской слободы, бывшая Ильинщина, является историческим центром возникшего несколько веков спустя Железнодорожного района.

    В 1938 году город Витебск получил статус областного центра. По Указу Президиума Верховного Совета БССР от 19.07.1940 г. в городе Витебске были образованы городские районы: Первомайский, Октябрьский, Железнодорожный.

    В Железнодорожном районе проживало 32 тысячи человек. В то время в районе была сосредоточена почти вся промышленность города: завод им. С. М. Кирова, завод им. Коминтерна, швейная фабрика "Профинтерн", обувная фабрика им. Лекерта, дрожзавод, пивзавод, очковая фабрика, железнодорожный узел, махорочная фабрика, хлебозаводы, ликеро-водочный завод и плодовинзавод, маслобойный завод, толевый завод, молокозавод (последнее предприятие являлось стройкой пятилетки); находились Двинская флотилия, Чепинская лесоперевалочная база, артели: обувная, паточная артель Лившица, картонажная, головных уборов; мебельная фабрика и артель "Металлист", артиллерийские мастерские; располагался военный гарнизон.

    Торговля была сконцентрирована в здании 2-этажного универмага, который находился на месте гостиницы "Двина".

    Работали школы №№ 7, 20, 25, 27, 29.

    В районе были организованы ФЗУ (фабрично-заводские училища) обувщиков и железнодорожников.

    Культурная жизнь была представлена: клуб субботний; латышский клуб (так как с 1914 по 1937 год в городе находилось латышское землячество); клуб металлистов; клуб "Парижской коммуны". Кинотеатры: "1 Мая", "Художественный".

    На улице Канатной (в настоящее время Димитрова) находился каток. Действовал парк культуры и отдыха им. Кагановича. Первый театр города Витебска находился по ул. Димитрова, в нем выступали гастрольные группы.







    Многим в настоящее время работающим организациям дали начало ранее существовавшие артели. Очковая фабрика (возникла в1892 году) превратилась в одно из крупнейших предприятий города и с 23 августа 1953 года была преобразована в Витебский завод электроизмерительных приборов, сегодня это крупное, технически оснащенное предприятие страны - открытое акционерное общество «Витебский завод электроизмерительных приборов».

    Мастерские обозно-артиллерийских орудий были созданы в 1914 году, с 1918 года - это уже завод сельскохозяйственных машин и орудий, с 1922- завод "Красный металлист" и с 1934-станкостроительный завод им. С. М. Кирова, в настоящее время ОАО «Вистан».

    Иван Гринберг в1877 году создал артель по металлообработке, в 1919 году это предприятие было национализировано и стало носить гордое имя им. Коминтерна. В мае 2002 года произведена реорганизация предприятия путем присоединение к ОАО «Вистан». Сегодня - это одно из старейших предприятий станкостроения и единственное в Республике Беларусь, производящее круглошлифовальное и суперфинишное оборудование различного технологического назначения и уровня автоматизации, от простых станков до станков ЧПУ и автоматических линий.

    На базе Риго-Орловской железной дороги с 1871 года была проложена линия Смоленск-Орша-Минск-Брест, которая положила начало железнодорожному узлу города Витебска, одному из крупнейших отделений Белорусской железной дороги, в настоящее время УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» .Сегодня Витебское отделение Белорусской железной дороги обеспечивает устойчивую и слаженную работу всех подразделений и участков в обеспечении перевозок грузов и пассажиров. 







    Железнодорожный район, хотя и является промышленным, хранит много старины. Здесь история и современность пересекаются. Этим он и неповторим.






    Слава и гордость района - это в первую очередь люди района, создававшие его историю своим трудом и ратными подвигами.

    С гордостью можно назвать знакомые всем имена: бывший директор завода им. С. М. Кирова Захаренко Тиверий Михайлович; генерал-майор Кашников Михаил Иванович; подполковник Полторак Евгений Кузьмич, первый комендант г. Витебска; Сильченок Павел Матвеевич, Карпетченко Сергей Борисович - участники войны в Афганистане; Грибушкин Валентин Николаевич-партизан бригады им. Алексея, Шабашов Сергей Михайлович - бывший секретарь обкома партии.

    Участники Октябрьской революции и гражданской войны: Карпусенко Максим Петрович, Домось Александра Доминиковна, Бодров Василий Дмитриевич, Колосов Григорий Васильевич, Голубев Афанасий Игнатьевич.

    Герои Советского Союза: Бекашонок Михаил Васильевич, Бескин Израиль Соломонович, Иванов Александр Васильевич, Стемасов Петр Дмитриевич, Шишкин Павел Емельянович.

    Кавалер 3 орденов Славы: Янченко Илья Платонович.

    Герои Социалистического труда: Титов Михаил Севостьянович, Червяков Евгений Трофимович, Журов Виталий Николаевич, Макаров Николай Акимович.

    Участники парада Победы: Уткин Алексей Михайлович, Иткин Давид Яковлевич, Смоляков Петр Устинович, Минаев Николай Иванович.

    Мы всегда будем помнить их имена, с честью хранить и передавать эстафету памяти из поколения в поколение.

    Радио “Витебск”