К концу XVIII века манифестом российской императрицы Екатерины II решена была участь Запорожской Сечи. По-разному складывались судьбы казаков. Спустя годы иные из запорожцев осели на белорусских болотах в Полесье — в Автюках (в настоящее время знаменитая фестивалем народного юмора деревня) и Боруске на территории нынешнего Калинковичского района Гомельской области. И был среди пришлых казаков некто Спиридон Гаркуша. Здесь он дал жизнь сыну Сергею, а тот своему сыну Карпу, а его уж сердце радовал наследник Иван…
Ольга Акуневич, профессиональный историк, до недавнего времени и предположить не могла, что тот монарший манифест может иметь хоть какое-то отношение к судьбе ее рода. Сколько знаю ее, а знакомы мы ни много ни мало три десятка лет, столько работает Ольга Ивановна в областном краеведческом музее. Одно время возглавляла его, сейчас — заведующий Художественным музеем. Интерес исследователя вел ее по самым разным закоулкам витебской истории — послереволюционной, военной, художественной культуры, но вот личная — до поры оставалась неизученной.
— Лет пять уже занимаюсь родословной, теперь располагаю сведениями о предках до начала XIX века, которые и по материнской, и по отцовской линиям — крестьяне. Родители были учителями, интеллигентами в первом поколении, — поделилась Ольга Ивановна. — Папа Иван Карпович Гаркуша — историк, по его примеру и я выбирала профессию, он работал директором школы. Ушел из жизни в 2011-м. В последние годы много рассказывал о своих деде и прадеде, просил записать все, что сам помнил и знал. Я восприняла его слова как духовное завещание, как последний отцовский наказ. В память о нем стала заниматься историей рода, корни которого восходят к запорожскому казачеству из Украины. Хотя и отец, и дед записаны были белорусами.
Казаки Гаркуши, осев в Автюках, занялись земледелием. Кстати, фамилия и теперь в тех местах не редкая. Собирая сведения о прадеде своем Сергее Спиридоновиче Гаркуше (примерно 1834 года рождения) и прабабке Федосии Ивановне Гарист, собеседница моя выяснила, что умерли они в один год, в 1907-м.
Деда Карпа Сергеевича она застала маленькой девочкой. Из рассказов отца узнала многие подробности его жизни и в период коллективизации в 1920 —1930-х, и во время Великой Отечественной войны. В этой частной истории отразились черты эпохи.
— Карп Сергеевич слыл тружеником. Имел крепкое хозяйство, большую семью — пятеро детей. Причем у них была значительная разница в возрасте — отец мой 1928 года рождения, а его старший брат Ефим — 1910-го. Тогда это не было редкостью, — рассказывает Ольга Ивановна. — Однажды всей семьей убирали сено в поле, справились к началу грозы. Но дед увидел, что помощь нужна другой семье, и вместе с детьми кинулся подсобить. Это оказалась семья лесничего, тот оценил поддержку. Позвал деда к себе лесником.
Много позже отец показывал мне лес, посаженный Карпом, он был особого порядка, красивый. И я испытывала чувство гордости за то, какой след в родных местах оставил мой дед.
Как гласит семейное предание, он подлежал раскулачиванию. Спас районный прокурор, который квартировал у него и уважал деда за порядочность, деловитость. Шепнул ему о беде. Карп Сергеевич в одночасье собрал пожитки, бросил добротный дом в деревне и со всей семьей перебрался в стражу, на заимку лесника. Повезло, его не стали искать. А дом дедов разобрали и построили школу в деревне. Во время войны Карп Гаркуша, как и большинство лесников, помогал партизанам, был связным Калинковичской партизанской бригады. А жена его Марина Филипповна Борисенко пекла для них хлеб. Дед также был проводником через болота для десантированных советских опергрупп… Об этом люди того поколения мало рассказывали, и только через много лет узнала, что дед, оказывается, герой.
Тимофей Устинович Нестеренко с женой Ефросиньей и старшей дочерью Лёлей. 1940 год.
Интерес к линии отца привел Ольгу Ивановну к необходимости записать все, что было известно и о родовой истории ее матери Александры Тимофеевны Нестеренко, которая окончила витебское педучилище, преподавала математику. Судьба ее семьи всегда была связана с Витебщиной. Ольга Ивановна начала кропотливую работу по изучению белых пятен.
Она перелистала «Витебскую старину» краеведа Алексея Сапунова, делала запросы в Подольский архив Минобороны России, обращалась в Национальный исторический архив и в Госархив Витебской области. Да и подключилась вся семья, стали собирать информацию по крупицам.
— Отец мамы Тимофей Устинович Нестеренко, мой дед, родом из деревни Зенковщина, ранее Михаловщинской волости Полоцкого уезда Витебской губернии, а ныне — территория Шумилинского района. Этой деревеньки теперь нет на карте области. По описанию Сапунова Зенковщина на 1906 год
была маленькой, семь дворов, однако со своим колодцем. А вот в соседней деревне люди брали воду из озера Добеевское, — рассказала собеседница. — Прадед Устин Алексеевич Нестеренко жил там с конца XIX века, работал кучером у пана, а после революции, в период нэпа, в 1921 году завел свой извоз. Имел две брички с лошадьми, перевозил товар, людей из Шумилино в Бешенковичи и наоборот. В доме у него одна половина была жилая, а вторая отдана под чайную, где люди могли отдохнуть. Было у Устина семь сыновей и две дочки. Когда сыновья вырастали, дед их отселял, давал небольшой кусок земли, толокой строили дом. От своего родного дяди Владимира Нестеренко довелось узнать, что Зенковщину часто называли деревней семи устинят — семь дворов и в каждом сын Устина...
Интересно знать про крестьянский уклад первых советских лет, такого в учебниках, конечно, не прочитаешь. В истории из первых уст присутствуют имена не выдающихся, а обычных людей со своими характерами, взглядами, устоями. Жену Устина Алексеевича Пелагею Тимофеевну в родне вспоминали как умницу, скромницу и мудрую женщину, благодаря которой все девять детей получили начальное образование, а затем и ремесло, каждый по душе и способностям. Были среди них и гармонист, и кузнец, и портные. Дед Ольги Ивановны Тимофей выучился на портного, шил женскую одежду, а потом и шапки, кожухи, слава о нем шла по всем окрестным деревням. Когда пришло время жениться, услышал Тимофей, что живет в дальней деревне девушка, о красоте которой молва идет по округе. Ее так и звали все — красавица! Поехал свататься. А невеста-то Ефросинья Амосовна Барановская, оказалось, уже была сосватана. Но когда родители увидели красавца Тимофея и узнали, что он при деле, две машинки «Зингер» имеет (по тем временам, говорят, одна такая дороже коровы стоила), отказали прежнему кавалеру.
— Дед с бабушкой поженились в 1924 году. В семье знают, что он так любил свою суженую, что к каждому походу в гости шил ей новое платье… — рассказывает Ольга Ивановна. — В 1920-е годы здесь у нас было малоземелье, в Советской стране создали переселенческий фонд, власть призывала осваивать земли в Сибири. Чтобы привлечь людей, им давали неплохие подъемные, обеспечивали лесом для постройки; молодежь освобождали от армии. И Тимофей Устинович решился на переселение, тем паче на Ангаре жил родной брат его тещи Евдокии Никитичны Сваевской, моей прабабушки... Я ее помню, она успела даже меня понянчить. Была лекаркой, к ней многие в деревне ходили лечиться.
Карп Сергеевич и Марина Филипповна Гаркуша с дочерью Надей. 1954 год.
Какие фантастические зигзаги порой делает судьба. В большой семье Сваевских было много детей, в 1915 году их родственники (похоже, попавшие под переселение при царской России, — в Сибирь отправлялись многие крестьяне из Могилевской, Витебской губерний) уговорили доверить им одного из сыновей и увезли с собой с Витебщины в Сибирь. Ну а там стали использовать как работника. Парень решил бежать, в пути обогнала его богатая повозка, хозяин которой обронил кошелек. Вернулся, спросил у мальчишки с котомкой, не видел ли он, тот протянул кошелек. Забрал человек подростка к себе, воспитал и выучил. Так Порфирий Сваевский остался жить и работать в Сибири. Вот на его поддержку и рассчитывал Тимофей Нестеренко, приехав на Ангару. Однако долго не пробыл там, как говорит Ольга Ивановна, «бабы запричитали — назад домой хотим, в Шумилино».
— Вернулись в колхоз «Искра», а потом его называли колхоз «518». Я интересовалась, почему так? Оказалось, запланировано было в годы первых пятилеток построить 518 новых промпредприятий. В честь этого и колхоз назвали, — пояснила Ольга Ивановна. — Тимофея на некоторое время выбрали председателем…
Тимофей Устинович Нестеренко погиб в октябре 1944 года в Литве. Его внучка бережно хранит семейные документы, среди которых единственное письмо, пришедшее от деда с войны. Из него известно, что служил автоматчиком, был ранен, затем назначен ездовым при кухне. В том письме, которое Ольга Ивановна не может читать без слез, дед как истинный крестьянин интересуется у семьи, «есть ли что купить», сообщает, что «в Латвии хозяева некоторые имеют по 25 коров. Немец их не обобрал, как обобрал Витебск».
Она узнала через Подольский архив, что дед похоронен в братской могиле в Майжешкяйском районе в Литве. Туда пока не добралась поклониться светлой памяти, но планирует такую поездку в следующем году.
— Как же справлялась после войны бабушка Ефросинья Амосовна, та самая красавица, избалованная вашим дедом? — поинтересовалась у Ольги Ивановны.
— Растила одна трех дочек. Трудилась не покладая рук… Любопытный факт, о котором я, историк, никогда не слышала раньше, впервые — от бабушки. Сразу после войны женщинам-сельчанкам предлагали ехать в Германию за коровами для колхозов. Отправилась в далекий трудный путь с другими и моя «красавица». Ехали в теплушках, назад сопровождали эшелон с коровами, кормили и доили их в пути. Когда вернулись домой, получили право взять по одной кормилице в свое хозяйство, — поделилась собеседница. — Тяжело жили, как все в послевоенное время. Однако бабушка выучила дочерей…
Ольга Ивановна признается, что благодаря своим поискам познакомилась с дальними родственниками, а расспросы старожилов родовых деревень позволили найти некоторые сведения даже о прапрадедах, например, о силаче Амосе Барановском из деревни Долгие, который запросто мог держать на поднятых руках по мешку картошки. И она не сомневается, что крона родового дерева еще пышнее, чем та, которая видна ей сейчас, еще более древняя. Есть острое желание в свободное время побывать в Национальном историческом архиве, где хранятся ревизские сказки. Это такие документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков. В них можно найти много интересного.
— Это моя мечта. Убедилась: чем больше узнаешь о предках, тем сильнее ощущаешь родовую энергию, она позволяет нечто новое открывать в познании самой себя, — уверяет Ольга Ивановна. — Словно кем-то свыше дано заглянуть в вековые зеркала и увидеть отражения «…тех, кого даже не знали... тех, кого помним едва ли», чьи черты повторяя, продолжаешь свой род.
По материалам городской газеты «Витьбичи»
Все новостиВитебский городской исполнительный комитет, 2024
Разработка сайта БЕЛТА