Александр Александрович Соловьев родился 13 сентября 1926
года. В возрасте 17 лет участвовал в партизанском движении, с 1944 года
находился в действующей армии и принимал участие в боях в Прибалтике и на
Карельском перешейке. С 1945 по 1950 служил в Советской Армии и был
демобилизован в звании младшего сержанта. Награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени,
медалью за «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.».
С 1955 учился в Ленинградском высшем
художественно-промышленном училище имени В. Мухиной на отделении
монументально-декоративной живописи, в 1959 году поступил на
театрально-декоративное отделение Белорусского государственного
театрально-художественного института.
С 1965 года работал художником-постановщиком в Белорусском
государственном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа (ныне
Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа), с 1978 по
1997 – главный художник театра. Выдающимися сценографическими решениями стали
его работы в постановках: “Званы
Віцебска”, “Сымон-музыка”, “Варшаўская мелодыя”, “Марыя Сцюарт”, “А
світанні тут ціхія…”, “Кастусь Каліноўскі”, “Разгром”, “Сінія коні на чырвонай
траве”, “14 чырвоных хацінак”, “Хуткія цягнікі”, “Паядынак”, “Матухна Кураж і
яе дзеці”. На Коласовской сцене, в Купаловском театре и в других театрах
бывшего СССР Александр Соловьев оформил около двухсот спектаклей. Почерк сценографа характеризуется образным
насыщением больших пространств, использованием многомерной фактуры природных
материалов, работой со сценическим светом, который усиливал и акцентировал
большие плоскости открытого цвета. Александр Соловьев был приверженцем действенной сценографии, где каждый
предмет и объект на сцене становился «участником» постановки и одновременно эстетическим образом.
Знаток истории искусства и истории театра, знаток истории
витебской земли, Александр Соловьев почти всегда выступал как серьёзный консультант
в подготовке спектакля и часто был советчиком актеров-исполнителей главных
ролей.
В 1968–1969 годах – председатель худсовета Витебских
художественных производственных мастерских. В 1973–1977 – председатель
правления Витебской областной организации Союза художников БССР. В 1982 году
Александру Александровичу Соловьёву было присвоено звание Заслуженного
деятеля искусств БССР.
В
1960-е годы Александр Соловьев открывает новую страницу в истории Витебского
авангарда. Опыт работы с пространством и плоскостью, с цветом и фактурами
позволил ему вывести свои живописные решения на уровень выдающихся чувственных
абстракций. Живописные творения Александра Соловьева открывали зрителю
библейские смыслы, вызывали исторические ассоциации. Главное внимание мастера
было сосредоточено на живописных возможностях краски и ее воздействия на
зрителя. Удивительно тонкими являются графические абстракции художника, в
которых противостояние белой плоскости и черных геометрических фигур, штрихов и
заливок особенно контрастны и драматичны. Иногда художник прибегал к
палимпсесту, создавая графические изображения на листах старых журналов, отчего
смыслы работ, их контекст и их драматизм еще более возрастали. Творчество
Александра Соловьева явилось художественной базой для создания творческого
объединения «Квадрат» в конце 1980-х годов, оказав серьезное влияние на
кругозор и мышление его молодых последователей-авангардистов.
За многолетний плодотворный труд, значительный личный вклад в
развитие искусства и культуры Беларуси в 2016 году Александр Соловьев награжден орденом
Франциска Скорины.
Художник подарил городу большую коллекцию своих живописных
работ, среди которых «Распятие», «Ева», «Реквием», «Старая фреска» и другие. Искусство
Александра Соловьёва стало неотъемлемой частью культуры не только Витебска, где
художник оказал значительное влияние на формирование художественной среды
города, но и всей Беларуси второй половины XX века. Интенсивная творческая работа
в мастерской художника не останавливалась до его последнего дня.
Витебский городской исполнительный комитет, 2024
Разработка сайта БЕЛТА