• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • Главная / Экономика / Торговля и услуги / Защита прав потребителей

    Защита прав потребителей

    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в республике отмечается праздничный день – День потребителя.

    В 2021 году Всемирный день защиты прав потребителей проводится под девизом: «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами».

    Борьба с загрязнением пластиком – это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений.

    В развитие темы прошлого года – «Рациональный потребитель», являющейся одной из Целей устойчивого развития, принятых государствами – членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, тема этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров, а также к возможности отказа от ежедневного использования пластиковых материалов в любых формах и любого назначения.

    Предполагается, что кампания также сыграет важную роль в объединении усилий потребителей, правительства и предприятий – изготовителей пластиковых изделий, в преодолении глобального кризиса загрязнения пластиком.

    Справочно:

    Согласно отчету Pew Charitable Trusts & SYSTEMIQ «Преодолевая пластиковую волну», выпущенному в августе 2020 года, к 2040 году в мировом океане окажется в три раза больше пластика, если не принять сегодня кардинальных мер в политике стран, инновациях и изменениях в поведении потребителей.

    По прогнозам, к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. По данным названного отчета 100 тысяч морских млекопитающих и черепах и 1 миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды мирового океана попадает около 8 миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно, причем половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена за последние 15 лет, 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.

    Разумный подход к использованию, утилизации и переработке пластиковых материалов направлен на сохранение природных ресурсов, сохранение благополучной экологической обстановки во всем мире.

    Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 июня 2002 г. № 778 О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

    Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 29 ноября 2018 г. № 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

    ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ТОВАРОВ

    ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ИЛИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ

    ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

    ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

    Образцы претензий

    Образцы исков

    Порядок предъявления претензий и исков

    Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель должен знать следующее

    Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 № 90-З (далее – Закон) и иным законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а так же международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. 

             В рамках государственной защиты прав потребителей управлением торговли и услуг Витебского городского исполнительного комитета за  первое полугодие  2021 года  рассмотрено 120 обращений.

              По тематике обращений наибольший удельный вес занимают обращения по вопросам в сфере «торговля» —  71 обращение (или 59,0% от общего количества рассмотренных обращений), в сфере «общественное питание» — 7 обращения (или 5,8%), в сфере «бытовых услуг» − 22 обращения (или 18,3%), по вопросам защиты прав потребителей в контролируемых сферах 11 обращений (или 9,1%).

               По результатам рассмотрения наибольший удельный вес занимают ответы на обращения, носящие разъяснительный характер — такие ответы даны по  85 обращениям (что составляет 70,8% от общего количества рассмотренных обращений), удовлетворены требования заявителей по 35 обращениям (или 29,2%).

    Внесено 6 предписаний об  устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей в соответствии со статьей 43 Закона.

    Возвращено материального ущерба по результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке на сумму 1,73 тыс. рублей.

     

    Составлен 1 иск по вопросам защиты прав потребителя. Исковые требования потребителя удовлетворены судом.

    _________________________________________________

    Уполномоченный по защите прав потребителей,  главный специалист управления торговли и услуг Витебского городского исполнительного комитета  Старых Марина Николаевна.

    В соответствии с пунктом 9.4 комплексного плана мероприятий по предупреждению распространения инфекции COVID-19 в г. Витебске в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями (осенне-зимний период 2020 - 2021 годов), утвержденного решением Витебского городского исполнительного комитета от 20 октября 2020 г. № 1176,  с целью обеспечения личной безопасности и здоровья граждан,   консультации граждан по  защите прав потребителей проводятся  согласно графику приема:

    1-й, 3-й вторник месяца  с 08.00 до 11.00,  2-й, 4-й четверг месяца с 14.00 до 17.00 

    _______________________________________________________

    Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей

    В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:

    рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;

    организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;

    при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

    в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с просроченным сроком годности, или без срока годности, если установление этого срока обязательно, направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о приостановлении производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до устранения допущенных нарушений либо о прекращении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);

    обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;

    осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

     


     

    Радио “Витебск”