В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в республике отмечается праздничный день – День потребителя.
В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 февраля 2023 г. № 4 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2023 году»).
Тема «Грамотный потребитель – ответственный бизнес» призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Справочно:
Программа совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей принята распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 года № 12. Программа предусматривает ежегодное проведение работы по информированию и просвещению населения Евразийского экономического союза по вопросам защиты прав потребителей. Тема такой работы определяется ежегодно, начиная с 2023 года, и закрепляется рекомендацией Евразийской экономической комиссии.
Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ТОВАРОВ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ИЛИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Порядок предъявления претензий и исков
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 № 90-З (далее – Закон) и иным законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а так же международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В рамках государственной защиты прав потребителей управлением торговли и услуг Витебского городского исполнительного комитета за 2022 год рассмотрено 172 обращения.
По тематике обращений наибольший удельный вес занимают обращения по вопросам в сфере «торговля» — 65 обращений (или 56,3% от общего количества рассмотренных обращений), в сфере «общественное питание» — 6 обращений (или 3,4%), в сфере «бытовых услуг» − 37 обращений (или 27,9%), по вопросам защиты прав потребителей в контролируемых сферах 15 обращений (или 8,7%), по иным вопросам в сфере защиты прав потребителей – 5 обращений (или 3,0%). По результатам рассмотрения наибольший удельный вес занимают ответы на обращения, носящие разъяснительный характер — такие ответы даны по 122 обращениям (что составляет 71,0% от общего количества рассмотренных обращений), удовлетворены требования заявителей по 50 обращениям (или 29,0%).
Внесено 12 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей в соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Составлен 1 административный протокол.
Возвращено материального ущерба по результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке на сумму 2,43 тыс. рублей.
С 2021 года на рассмотрении в суде находился иск по вопросу защиты прав потребителей, на сегодняшний день исковые требования потребителя по иску удовлетворены судом.
_______________________________________________________
Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей
В целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны:
рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;
организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;
при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с просроченным сроком годности, или без срока годности, если установление этого срока обязательно, направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о приостановлении производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) до устранения допущенных нарушений либо о прекращении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);
обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.
Витебский городской исполнительный комитет, 2023
Разработка сайта БЕЛТА