Современный Витебск – поликонфессиональный город, в котором на протяжении долгих столетий мирно уживаются представители различных религий и национальностей.
На сегодняшний день в городе зарегистрировано 86 религиозных общин, представляющих 16 различных конфессий. Общая конфессиональная картина по городу может быть представлена в следующем виде:
Конфессиональная принадлежность общин |
Число зарегистрированных общин |
Белорусская Православная Церковь |
49 |
Старообрядцы |
2 |
Римско-Католическая церковь |
6 |
Греко-Католическая церковь (Униаты) |
2 |
Лютеранская Церковь |
6 |
Евангельские Христиане Баптисты |
3 |
Новоапостольская Церковь |
1 |
Христиане Веры Евангельской |
5 |
Христиане полного Евангелия |
2 |
Адвентисты седьмого дня |
4 |
Свидетели Иеговы |
1 |
Иудаизм |
1 |
Прогрессивный Иудаизм |
1 |
Бахаи |
1 |
Кришнаиты |
1 |
Мормоны |
1 |
В настоящий момент в городе располагается две епархии: Белорусская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь, два областных религиозных объединения, два монастыря, пять братств, сестричество, духовная семинария, женское духовное училище, миссия.
Более половины имеющихся в городе общин относится к Белорусской Православной Церкви, их 49 или 57 % от числа зарегистрированных. Православие имеет на Витебщине давние традиции. До 1021 г. Витебск подчинялся напрямую Киеву, поэтому христианизация столицы древнерусского государства способствовала распространению православия и в нашем городе. После 1021 г., когда Витебск вошёл в состав Полоцкой земли, местные православные были подчинены полоцкому епископу. На протяжении долгих веков Витебск являлся исключительно православным городом. Однако в составе Великого Княжества Литовского, после подписания Кревской унии, Брестской церковной унии, широкого распространения протестантских течений и переселения евреев на белорусские земли этноконфессиональная обстановка в городе существенно изменилась.
Со второй половины XVIII века, после того как Витебск вошёл в состав Российской Империи, православие вновь получило привилегированное положение, а количество церквей существенно увеличилось. Но в советские годы многие храмы были перестроены в жилые дома, музеи, клубы либо утрачены (в том числе в годы Великой Отечественной войны или в связи с перетрассировкой и расширением улиц). На протяжении долгого времени одной единственной уцелевшей и действующей православной церковью была Свято-Казанская (историко-культурное наследие: памятник архитектуры XVIII века, находится в составе Свято-Маркова мужского монастыря – главного форпоста православия в городе на протяжении многих веков).
10 мая 1992 года решением Синода Белорусской Православной Церкви были восстановлены границы Витебской православной епархии (http://vitprav.by/). Епархию возглавил Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Если в начале 1990-х гг. в городе существовало всего несколько церквей, то сейчас насчитывается 47 общин и 28 культовых зданий. Сейчас городские приходы находятся в составе Николаевского, Петропавловского, Алексеевского, Серафимовского благочиний. Кроме того, в городе действует два монастыря, Витебская духовная семинария, Витебское женское духовное училище.
Среди возрождённых в последние десятилетия православных святынь Витебска следует назвать Благовещенскую церковь – уникальный храм ХІІ века, Свято-Покровский и Свято-Успенский кафедральные соборы, Воскресенскую церковь, которые поспособствовали возращению прежнего архитектурного облика древнего города.
Второй по количеству прихожан в Витебске является Римско-Католическая Церковь. Проникновение католицизма на восточнославянские земли началось в связи с активным развитием торговли по Двине и долговременным пребыванием в городе немецких купцов. Существенное увеличение католиков пришлось на конец ХIV века, когда бывший князь витебский Ягайло подписал Кревскую унию и стал основателем польской династии Ягеллонов. С того времени католицизм стал традиционной для города конфессией.
13 октября 1999 года Римский папа Иоанн Павел II издал буллу «Ad aptius consulendum», которой учредил Витебскую католическую епархию (http://catholicnews.by/topics/use-naviny/u-dy-yatse-zii/), выделив её из Минско-Могилёвского архидиоцеза. В настоящий момент епископом витебским является Олег Буткевич, назначенный на кафедру Папой Римским Франциском в ноябре 2013 г.
Роль Кафедрального собора РКЦ в Витебске до июня 2011 года исполнял Собор Святой Барбары в Витебске (памятник архитектуры ХVIII века). 18 июня 2011 года епископская кафедра была торжественно перенесена во вновь построенный витебский Собор Иисуса Милосердного.
Традиционной для Витебска является и древлеправосланая религия, которую исповедуют потомки переселенцев из России, где в первой половине XVII в. произошла реформа Русской православной церкви. Она расколола общество на тех, кто поддержал изменения, и на тех, кто отказался. Последних стали называть староверами. Против них развернулись гонения, которые побудили многих к эмиграции. Значительная часть тех, кто не принял церковную реформу, переселились в отделённые части России или в соседнее Великое Княжество Литовское, известное на тот момент своей религиозной толерантностью. Витебск стал одним из крупных центров компактного проживания староверов. На сегодняшний день в городе имеется две древлеправославные общины.
Имеется в городе две греко-католические (униатские) общины. Униаты в Беларуси появились после Брестской церковной унии 1596 г. В ХVIII веке большая часть жителей Беларуси исповедовала именно униатство. 12 февраля 1839 года в Полоцке собрался собор во главе с греко-католическими епископами Иосифом Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским. Собор высказался за присоединение белорусских епархий к православной церкви, после чего все униаты Беларуси стали вновь православными. В настоящее время униатская церковь вновь возродилась, но не имеет большого числа прихожан.
В городе действуют две иудейские общины. Одна из них относится к чистому иудаизму, вторая – к прогрессивному иудаизму (модернистское течение). Традиции развития иудаизма в г. Витебске также имеют давние корни. Ещё в ХІХ веке в городе имелось множество синагог и иных культовых зданий местного еврейского населения. Это было обусловлено тем, что белорусские города почти наполовину состояли из евреев, которым долгое время было запрещено селиться вне белорусских и украинских губерний. Но после массового уничтожения еврейского населения немецко-фашистскими захватчиками, а также в результате миграции евреев в образованное еврейское государство Израиль, число представителей этой национальности в Витебске, как и число адептов иудаизма, существенно сократилось. Сейчас в городе действует синагога «Шатёр Давида» по ул. Грибоедова.
Широкое распространение в городе получили и протестантские течения. Первые протестанты в Витебске появились ещё в ХVI веке. В настоящий момент в городе зарегистрирована 21 протестантская община, которые имеют 10 культовых зданий, включая памятник архитектуры ХVIII века по ул. Чайковского, д. 6.
Потенциал религиозных организаций широко используется в работе по улучшению демографической ситуации, профилактике и лечению алкогольной, наркотической зависимости, развитию туризма и патриотическому воспитанию, созданию в обществе атмосферы взаимопонимания и терпимости. Религиозные организации активно проводят благотворительную и просветительскую деятельность на территории города.
Витебский городской исполнительный комитет, 2024
Разработка сайта БЕЛТА