Новости
15 марта 2025 года
15 марта – День потребителя в Беларуси: как защитить свои права
Сегодня в стране отмечается День потребителя. В этом году в государствах – членах Евразийского экономического союза он проходит под девизом «Потребитель – в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров».
Ежедневно каждый человек «примеряет» на себя статус потребителя: в торговых и медицинских центрах, салонах и мастерских. Отношения продавец–покупатель товаров и услуг активно развиваются и в виртуальном пространстве (интернет-магазинах и онлайн-школах). О новациях в законодательстве в части защиты прав потребителей подробнее рассказала начальник управления торговли и услуг Витебского горисполкома Татьяна Прокопенко.
В 2024 году горисполкомом в рамках государственной защиты прав потребителей рассмотрено 201 обращение граждан и юридических лиц. Большинство вопросов касались сферы торговли, общественного питания, бытовых услуг.
– Горожане получили разъяснения по 155 обращениям, требования заявителей удовлетворены по 46 обращениям, – рассказала Татьяна Прокопенко. – Помимо этой работы в прошлом году в Витебске проведено 48 консультаций по вопросам защиты прав потребителей, в ходе которых более 280 гражданам дали разъяснения, оказана помощь в подготовке 16 исковых заявлений и 34 претензий по защите прав потребителей. Витебским горисполкомом направлено шесть предписаний организациям об устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей. По результатам рассмотрения жалоб возвращено в досудебном порядке материального ущерба на сумму более 11 тысяч рублей (в 2023-м – около 6 тысяч).
С 1 октября 2024 года действие Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» будет распространяться на отношения между потребителями и гражданами, которые осуществляют самостоятельную профессиональную деятельность. – Это значит, что физические лица, выполняющие работы или оказывающие услуги в рамках ремесленной или самостоятельной профессиональной деятельности, будут нести ответственность за качество и безопасность своих товаров, работ и услуг, – подчеркнула специалист.
Потребителям, обратившимся к самозанятым или ремесленникам, в свою очередь нужно внимательно читать договор или другую документацию с информацией о работе (услуге), после подписания их обязательно сохранить свою копию. Если выявлены недостатки выполненной работы (услуги), то потребитель вправе потребовать от исполнителя по своему выбору безвозмездного устранения недостатков или соразмерного уменьшения цены, расторжения договора и возврата денежной суммы.
– В случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества на кого возложена обязанность по проведению экспертизы товара?
– Порядок проведения проверки качества и экспертизы товара определен пунктом 11 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, в случае необходимости – провести проверку качества товара собственными силами или же с привлечением ремонтной организации (например, для проверки качества технически сложного товара).
При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара (в частности, по результатам проверки качества продавцом заявлено, что товар не имеет недостатков, а потребитель с этим не согласен) и причинах их возникновения (продавец (или сервисный центр) считает, что недостатки возникли в связи с неправильным использованием товара, а потребитель оспаривает такой вывод) продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вместе с тем для получения доказательств о ненадлежащем качестве товара потребитель вправе провести и оплатить его экспертизу самостоятельно.
На сайте Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь в разделе «Лицензирование и сертификация» размещен реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление судебно-экспертной деятельности, в том числе с указанием выполняемого вида судебных экспертиз, а также их местонахождение и контактные телефоны.
– Если купленный костюм или обувь только примерялись и не подошли по размеру, их можно вернуть в магазин?
– В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» покупатель в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, вправе возвратить в месте приобретения товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. В этом случае нет необходимости писать заявление о расторжении договора розничной купли-продажи товара.
– Какие непродовольственные товары надлежащего качества не подлежат обмену и возврату?
– В перечень таких товаров входят белье нательное, белье для новорожденных и детей ясельного возраста, бытовая химия и парфюмерно-косметическая продукция, предметы личной гигиены, ювелирные изделия, лекарственные и ветеринарные средства, шнуры, кабели, пленка и схожие метражные товары, технически сложные товары бытового назначения (электрические приборы и машины, газовые плиты), мебельные гарнитуры и ряд других товаров.