Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский городской исполнительный комитет
Главная / Новости

Новости

29 января 2024 года

Любовь к профессии — путь к мастерству. Директор одной из самых больших школ области о том, чему надо учить детей

 

Как организован образовательный процесс в школе, где ежедневно за парты садятся более двух тысяч учеников? Чему на самом деле нужно учить детей в XXI веке? О современных тенденциях в белорусской системе образования мы поговорили с директором средней школы № 46 имени И. Х. Баграмяна г. Витебска Ириной Астапенко.
Чтобы обойти коридоры этого учебного заведения, понадобится несколько часов. А если захотите ознакомиться со всеми образовательными возможностями одной из самых больших школ Витебской области, не хватит и дня. На ее территории расположены спортивные и игровые комплексы, площадки для хоккея, мини-футбола, бадминтона, волейбола и баскетбола, теннисный корт, детский городок по изучению правил дорожного движения. Современные учебные кабинеты и мастерские, залы для занятий спортом и хореографией, музыкальные классы, лингафонные аудитории, библиотека, тир, два обеденных зала, где одновременно может находиться почти тысяча учащихся… Отдельно стоит отметить гордость школы — музей имени Ивана Христофоровича Баграмяна, открытый в конце 2020 года. Постоянная экспозиция включает документы, письма, семейные и фронтовые фото дважды Героя Советского Союза, которые передали родные легендарного маршала.

 

— Музей уже давно стал центром гражданско-патриотического воспитания не только для учеников нашей школы. Каждую субботу его двери открыты для всех желающих. И то, что экспозиция пользуется популярностью у учащихся разных возрастов, говорит о многом. У современного молодого поколения есть интерес не только к учебно-предметной деятельности. Поэтому мы должны активно работать с детьми и по другим направлениям: прививать духовно-нравственные ценности, воспитывать патриотические чувства, — уверена Ирина Астапенко.

С 2021 года в учреждении образования успешно реализуют собственный проект по формированию духовных, моральных и нравственных качеств, патриотического духа учащихся через изучение православной культуры, традиций белорусского народа и истории малой родины. Он стал победителем (среди более тысячи участников!) международного конкурса «Серафимовский учитель».

Работа в рамках проекта ведется в тесной взаимосвязи учащихся, педагогов, родителей и представителей православной церкви. К примеру, в школе действует родительский клуб, члены которого организуют неформальные встречи. Вместе с приглашенным священнослужителем они обсуждают важные темы, говорят о воспитании детей, взаимоотношениях внутри семьи и многом другом.

— Сегодня одна из основных задач учреждений образования страны — воспитание молодого гражданина с активной жизненной позицией, правильными ориентирами, — подчеркнула Ирина Астапенко. — Но как быть, если в семье нарушены детско-родительские отношения или взрослые и сами не имеют четкой гражданской позиции? Здесь на первое место выходит воспитание детей через воспитание родителей. Наш проект показал, что это хоть и сложно, но возможно.

Своим опытом работы по духовно-нравственному воспитанию Ирина Астапенко поделилась и во время республиканского мероприятия «Разговор о важном: счастливая семья — сильное государство» с участием председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой и митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

— Учащиеся активно включены в школьный проект «Знай Беларусь». Ребята посещают различные уголки нашей страны и активно делятся своими впечатлениями, создавая авторские видеоролики, которые можно увидеть на официальной странице средней школы № 46 в Instagram. На наш канал подписаны более двух тысяч человек и это число постоянно растет, — рассказала Ирина Астапенко. — Многие критикуют излишнюю увлеченность молодых людей виртуальным миром. Конечно, проще всего запретить то, что тебе не нравится и не совсем понятно. Но я твердо убеждена: гораздо продуктивнее увлечь ребят созданием качественного контента для своих же сверстников. Пускай они рассказывают в интернете о себе, своих одноклассниках, их увлечениях и победах, о необычных местах, которые посетили вместе с классом, чем и занимается школьная телестудия «В объективе — 46», сюжеты которой набирают по несколько тысяч просмотров.

Изначально это был совместный проект с Госавтоинспекцией УВД облисполкома. На YouTube-канале размещались ролики о безопасности. Интернет-проект средней школы № 46 был признан лучшим в конкурсе, который проводило УВД облисполкома.

— Сейчас мы не ограничиваемся только темой безопасности. Ребята снимают сюжеты о культурной, спортивной жизни школы, деятельности молодежных организаций. Недавно появилась и новая рубрика — «Спроси у директора». Любой учащийся может анонимно задать мне вопрос. Специальный почтовый ящик расположен на вахте, — поделилась своим ноу-хау Ирина Астапенко. — Мне важно знать, что волнует моих учеников. Ведь не каждый отважится прийти в кабинет директора и рассказать о наболевшем. Хотя я постоянно говорю учащимся, что мои двери открыты для них.

Учитель всегда должен идти в ногу со временем, жить интересами своих учеников, считает она.

—Поэтому только приветствую применение инновационных технологий для организации образовательного процесса. Но опыт советской школы тоже нельзя отбрасывать. И я с гордостью могу сказать, что в нашем учреждении образования есть педагоги, которым достаточно мела, указки и доски, чтобы увлечь детей, — отметила Ирина Астапенко.

Еще одно важное направление, которое развивают в средней школы № 46 имени И. Х. Баграмяна, — профильное обучение. Учащиеся 10-11 классов имеют возможность изучать на повышенном уровне математику, географию, физику, химию, биологию и другие предметы. Активно ребята включились и в проект Первомайского района «Профмаршрут», призванный помочь старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию. Практикуют в СШ № 46 и раннюю профориентацию. К примеру, совместно с Академией Министерства внутренних дел и Первомайским РОВД в начальной школе открыт правовой класс.

— Мы активно участвуем в научно-практических конференциях, был богат этот учебный год и на победы в олимпиадах. Так, призерами городского этапа стали 77 наших учащихся, областного — 7 человек, — отметила директор. — Стараемся развивать все таланты своих учеников, стимулируем их к занятиям творчеством, спортом. В школе организовано 352 факультативных занятия, работают 44 объединения по интересам самых разных направлений. В вечернее время на базе нашего учреждения образования проходят занятия по футболу, тхэквондо, ушу, баскетболу, организованные тренерами спортивных школ Витебска. Наши ученики много лет подряд становятся победителями соревнований различного уровня по пожарно-спасательному спорту, старшеклассники и вовсе входят в сборную страны и являются чемпионами мира.

В средней школе № 46 стараются создать комфортную среду для каждого ребенка, в том числе и тех, кто имеет особые потребности. Здание оборудовано всеми необходимыми элементами безбарьерной среды. Ребята с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата могут беспрепятственно пользоваться всей школьной инфраструктурой. Более 140 учащихся получают помощь в коррекционно-педагогическом пункте школы.

— На сегодняшний день качество образования — это не только высокий балл в аттестате, но и то, каким человеком выпускник шагнет во взрослую жизнь, — считает Ирина Астапенко. — Все мы разные. Кто-то преуспеет в науке, другой станет прославленным спортсменом или музыкантом, третий будет незаменимым работником на заводе. Но главное, чтобы из школы вышел патриот, человек культурный, развитый духовно, добрый, отзывчивый. Поэтому считаю, что учитель — не просто профессия, а скорее, образ жизни. Чтобы быть примером для других, нужно верить в то, что ты делаешь, в каждое слово, сказанное детям. И искренне любить школу — этот необыкновенный мир, одновременно сложный и интересный, наполненный постоянными открытиями.

Блиц-интервью

— Какие детские мечты вы смогли сделать реальностью?
— По специальности я учитель начальных классов и изобразительного искусства. А в детстве мечтала стать дизайнером. И в какой-то мере реализовала себя в этом амплуа. Участвовала в ремонте двух школ, сама придумывала, как оформить кабинеты, актовые залы, холл, столовые, чтобы каждый уголок учебного заведения был эстетичным, поднимал школьникам и педагогам настроение. Вместе с коллегами, без привлечения сторонних работников, воплотили все творческие задумки в жизнь. К примеру, один из обеденных залов в средней школе № 46 оформлен в белорусском стиле: на стене нарисован большой стол с блюдами нашей национальной кухни, различной утварью, рядом продуманы тематические фотозоны. Дети в первое время в столовой не столько ели, сколько фотографиро-вались.

— Без чего вы не сможете обойтись ни дня?
— Без движения, активности, рабочей суеты, когда надо успеть сделать тысячу дел, учесть каждую мелочь.

— Какую сверхспособность вам хотелось бы иметь?
— Умение управлять временем: заставлять его застыть в особо прекрасные моменты жизни, тянуться дольше, чтобы больше успеть.

— Ваш идеальный отдых — это…
— Я очень люблю спорт, встречи с друзьями, с удовольствием провожу время с семьей. Это неотъемлемая и очень важная часть моей жизни, которая заряжает позитивом. Но идеальный отдых — это время наедине с хорошей книгой.

— Какое произведение посоветовали бы прочитать каждому человеку?
— Философскую сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В каждом возрасте эта легендарная притча воспринимается по-разному… Знакомиться с «Маленьким принцем» в детстве — это приключение. Прочитать в юности — погрузиться в философию, окрашенную романтическими оттенками. В зрелом возрасте на первое место в «Маленьком принце» выходит проблема ответственности человека за свои поступки. Помните фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Это сказано о каждом из нас.

— Что обязательно должен сделать каждый человек хотя бы один раз в жизни?
— Спасти другого человека. И речь здесь идет не о каком-то подвиге, связанном с риском для жизни. Спасти можно словом, поступком, поддержкой в трудную минуту, дружеским объятием, улыбкой. Каждый хотя бы раз в жизни должен стать тем спасательным кругом, который не даст другому утонуть в пучине отчаяния и горьких мыслей.

Авторское право «Витьбичи»

 

Вернуться