Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский городской исполнительный комитет
Главная / Новости

Новости

10 июля 2024 года

Спектаклем «Гамлет» открылись театральные встречи на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». И Шекспир зазвучал на белорусском языке

Белорусский Гамлет родился из творческого союза профессора ГИТИСа, заслуженного деятеля искусств России Александра Бармака и актеров национального академического драматического театра имени Якуба Колоса.

Об искусстве, о Гамлетах разных эпох и о том, что их объединяет, мы побеседовали с Александром Бармаком.

– Как вы считаете, кто в истории русского театрального искусства лучше всех прожил роль Гамлета на сцене?

– Считаю, что это Михаил Чехов – с точки зрения исполнения роли он вошел в историю ХХ века, это великий русский Гамлет. Сам же спектакль, поставленный в 1924 году, был осложнен тем, что не имел единого режиссера. Профессор ГИТИСа, мой педагог Мария Осиповна Кнебель (доктор искусствоведения, народная артистка РСФСР – авт.) дружила с Михаилом Чеховым, училась у него. Когда я приходил к ней в гости, на стене ее кабинета видел портрет Михаила Чехова с надписью «Машеньке от Мишеньки, фуксом проскочившего в «Гамлете».

– Фуксом, значит случайно, необоснованно, каким скромным человеком был Михаил Чехов, племянник писателя Антона Чехова, гениальный актер, режиссер, заслуженный артист РСФСР. Не там ли в кабинете, у его портрета зародилась у вас мысль о постановке «Гамлета» в далеком будущем?

– Задумка родилась год тому назад, когда меня любезно пригласили для работы в театральной лаборатории на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске». Я выбрал эту пьесу, поскольку для работы с молодыми начинающими режиссерами и актерами она очень удобна понятностью событийного ряда и того, что там происходит. Мы стали над ней работать, и колосовский театр предложил, чтобы из лабораторной работы постановка выросла в спектакль. Как это получилось, зритель теперь может оценить. И сравнить белорусского Гамлета с другими постановками этой пьесы.
Боже, Офелия! – (восклицает Александр Бармак, – авт. – В зале, где мы беседуем, с очаровательной улыбкой появляется исполнительница роли Офелии, вся в зеленом, словно из пруда, юная актриса колосовского театра Ксения Каминская, студентка Белорусской государственной академии искусств, но она не отвлекает нас от гамлетовской темы).

– А в мировом театральном искусстве, какой Гамлет вам по вкусу?

–Лоуренс Оливье – великий английский Гамлет, гениальный британский актер тетра и кино, которого, кстати, я видел на сцене. Он непревзойденный артист мирового уровня. Исторический эталон. Рекомендую посмотреть талантливый фильм 1948 года «Гамлет», где Лоуренс Оливье выступил как режиссер, сценарист и исполнитель главной роли.

– Если вернуться в Россию, наверное, нельзя не упомянуть Владимира Высоцкого, который играл принца Датского в театре на Таганке почти 10 лет и более 300 раз выходил на сцену в этом образе, посвятил этому стих «Мой Гамлет». Какое впечатление оставил у вас Гамлет-Высоцкий?

– Что касается Высоцкого, то это был очень интересный эксперимент, это такая яростная работа актера, когда вместе с режиссером Юрием Любимовым, с которым я был хорошо знаком, они хотели передать личностное ощущение эпохи, периода, вошедшего в историю нашей страны, как эпоха застоя. Этим спектаклем они словно взрывали ее. Он имел большой успех, и не потому, как сыграл Гамлета Высоцкий, а как он с помощью этой роли высказался о времени, о жизни и о себе. Он олицетворял эпоху, не знаю, был ли в Советском Союзе кто-нибудь, кто не слушал его песни, я первый их . У певцов есть особенность не петь согласные звуки. И вот у Высоцкого надо учиться тому, как согласные звуки нужно петь, это он делал великолепно, он был талантливый человеком.

– Высоцкий в 1960-м он окончил Школу-студию МХАТ, в 1964 году пришел в театр на Таганке и лишь в 1971-м впервые исполнил роль Гамлета. Актеру колосовского театра, студенту Белорусской государственной академии искусств Антону Барановскому уже через три года сценической карьеры улыбнулась удача сыграть Гамлета с вашей легкой руки. Что увидели вы в этом молодом актере, поверив в него, доверив ему такую сложную роль?

– Это настойчивость актерская беспрецедентная, огромная жажда работы, он его отвоевал, молодой, только начинающий, и, как правильно вы заметили, получил роль, к которой люди идут годами, но у нас время такое, быстрое, стремительное. Надо отдать Антону должное, он работает самоотверженно и какие-то вещи очень интересные делает. Есть роли, которые не предполагают перевоплощения в общепринятом понимании этого слова. Это роли, которые артист наполняет собственным отношением к жизни, ко времени, насыщает своим живым мироощущением. В спектакле «Гамлет» Антон Барановский такой, какой он есть, с его молодостью, темпераментом, с его довольно яростным отношением к жизни, это Гамлет, который существует сейчас, в наше время. Порой я вижу собирательные образы – стайки «гамлетов» и «офелий» среди современной молодежи, это проблема сегодняшних молодых людей, в некотором плане брошенных, на которых не обращают внимания ни отец, ни мать, ни школа, иногда формально подходящая к образованию. И молодые люди вынуждены образовывать себя сами и очень часто в тех местах, которые для этого совсем не предназначены. Но каждый из этих молодых людей внутри себя имеет некий положительный идеал, не тот, который ему навязывают или предлагают, а тот, что живет в нем самом, и внутренняя борьба этого молодого человека, который чувствует себя брошенным всеми, может привести к совершенно неожиданным результатам. Поэтому одна из тем нашего спектакля и тема, которая звучит у Шекспира, и для нас с Антоном актуальна – это тема современного молодого поколения, лишенного ориентира. И если не обратить внимания очень пристального на то, как и чем живет молодой человек, мы можем прийти к очень неприятным вещам, и об этом нам Шекспир говорит в своей пьесе.

– Вы тоже когда-то искали свое предназначение в жизни, и нашил его в ГИТИСе. Кстати, вторым вопросом на вступительных экзаменах вам выпал Мейерхольд, автор актерской системы «биомеханика». Этот человек всю жизнь мечтал поставить Гамлета, ездил в Париж к Пикассо, уговаривая его стать художником будущего спектакля, заказал Пастернаку перевод пьесы, а музыку к ней – Шостаковичу, он хотел объединить вокруг этой пьесы гениев художественного, поэтического и музыкального мира, но его жизнь оборвалась в 1939-м и его Гамлет не состоялся. А вашего «Гамлета» увидели зрители, как вы подбирали музыку и сценографию к спектаклю, насколько сложно это было?

– Музыкальный материал я прекрасно знал, он во мне звучал без относительно Гамлета. Просто к пьесе мне показалось он очень подходит, это музыкальные произведения Листа, Шуберта, Генделя. Великая музыка – это мировоззрение, влияние ее на человеческую жизнь колоссально, воспитывает ли музыка душу человеческую – да. Что касается сценического оформления, оно самое простое, чтобы не отвлекало зрителей от актеров.

– Спектакль «Гамлет» звучит на белорусском языке в переводе Юрки Гаврука, это идея колосовского театра, которую вы подержали?

– Да, это очень важно, это подвигло меня к постановке. Я люблю белорусский народ, его культуру, уютную мирную прекрасную Беларусь очень сильно.

Вернуться