Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский городской исполнительный комитет
Главная / Новости

Новости

14 сентября 2024 года

В Художественном музее Витебска открыта выставка к 170-летию со дня рождения известного живописца Юделя Пэна

«Люблю Витебск. Да и как этот город не любить! Красивая, задумчивая река с обрывистыми берегами... А церкви в нашем городе вовсе не похожи на смоленские! Понимаете, я люблю портретность города. Каждый город должен иметь свой портрет. Так вот, наш Витебск отличается от всех городов именно своим лицом».
Эти слова принадлежат Юделю Пэну, художнику-академисту, отдавшему городу более 40 лет жизни, основавшему в Витебске в 1897 году первую частную школу рисования и живописи, учителю известных впоследствии художников Марка Шагала, Лазаря Лисицкого, Осипа Цадкина, Давида Якерсона... 
В высказывании мастера о городе есть продолжение: «Пройдите по окрестностям Витебска… где можно вдоволь глотнуть свежего воздуха и так окислить свою кровь, что назавтра хочешь или не хочешь, а сделаешь весёлый пейзаж. Тот воздух сам «ляжет» на ваше полотно». И он действительно «ложился» на картины Юделя Пэна. В чем убедиться, как и «пройти по окрестностям» Витебска почти столетней давности, приглашает Художественный музей. 
Здесь открыта выставка к 170-летию со дня рождения нашего известного живописца. Она необычна тем, что включает 50 редко экспонируемых произведений Юделя Пэна из собрания областного краеведческого музея, в основном, камерных. Среди них этюды, зарисовки витебских пейзажей, в которых жив дух провинциального города начала XX века и ощущается любовное отношение художника к каждому уголку, — «Базар» (1900-е), «Осень» (1910), «У водокачки» (1914). Окрестности реки, давшей название городу, похоже, были особенно притягательны, здесь Юдель Пэн находил вдохновение и сделал немало мастерских этюдов — «На Витьбе», «Витьба» (1900-е), «Старая кузница на Витьбе» (1920-е). На последнюю работу старший научный сотрудник Художественного музея Елена Кривенькая с удовольствием обращает внимание зрителей, поскольку в ней так гармонично соединились и колорит ландшафта, и пестрота городской застройки, по которой, кстати, можно судить и о разном достатке владельцев стоявших на берегу реки домиков. 
— Пэн рисовал город, его улицы и закоулки как человеческое лицо, выписывая каждую деталь в этом «портрете», — поясняет она. — Естественно, невозможно представить многогранность таланта художника, не показав портретную живопись, которая занимала центральное место в творчестве художника. Портрет баронессы Корф, написанный в 1888 году, и известнейший пэновский «Сват» (1926), как и автопортрет мастера — композиционные акценты на этой камерной выставке, в которой мы постарались воплотить идею портретности города, создав из пэновских пейзажей и облика героев его картин образ Витебска. 
Надо сказать, Пэн любил город и его людей, знал бытовой и ремесленнический мир Витебска. И горожане хорошо знали своего художника. На полотнах Юделя Пэна — образы его знакомых, близких, учеников, обычных горожан, приглянувшихся фактурой. Он написал много мужских портретов. Не переставал любоваться живописец и женской красотой, его портреты витебских барышень и дам нежны и лиричны. В общем, герои Пэна — не вымысел! Они все — реальные жители Витебска. 
Неслучайно некоторые посетители, особенно коренные витебчане, ищут сходства с портретами. А еще интересуются на выставке «Люблю портретность города…», будет ли снова работать постоянная экспозиция картин Пэна, которая долгие годы находилась в Художественном музее. Это подтверждает непреходящий интерес к наследию Пэна и к истории витебского художника. 
— Уже нынешней осенью фондовые работы Пэна вернутся в постоянную экспозицию обновленного выставочного зала, площади его расширены, что позволит полнее представить творчество художника. К слову, в музейном собрании 183 живописные и графические работы Пэна и 187 документов, — рассказала Елена Кривенькая. 
Юбилейный год — действительно хороший повод как можно больше говорить о наследии Пэна, творческом пути художника, которого по праву считают одной из ключевых фигур «еврейского ренессанса» в искусстве первой трети XX века.
Сейчас в Художественном музее также проходит выставка «Юдель Пэн и Яков Кругер. Художественные школы Беларуси» из собраний Национального художественного музея Беларуси и Витебского областного краеведческого музея. Она посвящена 170-летию со дня рождения Пэна и 155-летию — Кругера, основоположников профессионального художественного образования на территории современной Беларуси, основателей частных школ рисунка и живописи в Витебске и Минске. Выставка до этого экспонировалась в столице. 
В конце октября в Витебском областном краеведческом музее состоится научная конференция «Ю. Пэн: художник в контексте эпохи», посвященная мастеру и его наследию, творчеству учеников, традициям и новациям Витебской художественной школы. 
Авторское право «Витьбичи»

Вернуться