Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский городской исполнительный комитет
Главная / Новости

Новости

8 июня 2024 года

Витебск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков спустя трое суток после начала генерального наступления Красной армии в Беларуси

В эти июньские дни 80 лет назад войска 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов готовились к проведению Белорусской стратегической операции «Багратион» на северном крыле планируемого наступления, одной из задач которого на первоначальном этапе являлись разгром витебской группировки противника и освобождение города на Двине.

Весь широкомасштабный «Багратион» — это серия фронтовых операций, чьи названия отражают победоносное движение Красной армии с востока на запад и северо-запад. Одна из них — Витебско-Оршанская наступательная операция, составной частью которой, в свою очередь, является Витебская операция, принесшая свободу нашему городу от нацистской тирании.

5 июня 1944 года (до освобождения оставался 21 день)

Витебск имел крайне важное значение для противоборствующих сторон. Владея городом, вермахт перехватывал крупный узел дорог, нависал над правым флангом Красной армии и сковывал значительные силы советских войск. Ликвидация витебской группировки противника давала бы возможность свободного маневра в обход Орши с севера и развития успеха в направлении на Бешенковичи и Лепель — для войск 3-го Белорусского, Уллу и Ушачи — для войск 1-го Прибалтийского фронта.

Осознавало стратегическое значение города и немецкое командование. На берегах Двины и Лучосы были сосредоточены наиболее боеспособные части вермахта.

Вместе с тем фашистские генералы не ждали наступления Красной армии на этом участке, как, впрочем, и по всей линии фронта в Беларуси: скрытное сосредоточение наших войск в ударных группах и втором эшелоне наступления и блестяще проведенная дезинформация противника. Именно эти обстоятельства, а также точные разведывательные данные и своевременная перегруппировка советских войск обусловили решающее превосходство Красной армии.

Итак, одновременными ударами 43-й армии (командующий генерал-лейтенант Афанасий Белобородов) 1-го Прибалтийского фронта с правого фланга и 39-й армии (командующий генерал-лейтенант Иван Людников) 3-го Белорусского фронта с левого фланга предстояло прорвать оборону немцев, соответственно, северо-западнее и южнее Витебска, в районе Бешенковичей замкнуть кольцо окружения вражеской группировки и уничтожить ее. Особенность Витебской операции в том, что проводилась она двумя фланговыми армиями двух смежных фронтов.

5 июня 1944 года Иван Людников и командующий 31-й армией генерал-лейтенант Василий Глаголев доложили командующему 3-м Белорусским фронтом генерал-полковнику Ивану Черняховскому о планах их войск в предстоящей операции. Доклады прозвучали в присутствии представителя Ставки Маршала Советского Союза Александра Василевского, который днем ранее прибыл в штаб фронта. Планы командармов были утверждены.
На следующий день Иван Черняховский и Александр Василевский отправились в штаб 5-й армии генерал-лейтенанта Николая Крылова. На участке прорыва его войск, вспоминает Александр Михайлович, проанализировали планы самого командующего и начальников родов войск армии.

Все рассматривалось в комплексе. Полководцы стремились предусмотреть каждую деталь. Особое внимание — использованию артиллерии (как тут не вспомнить попытки Западного фронта освободить Витебск осенью 1943-го — зимой 1944 года, когда наша артиллерия в силу объективных и субъективных причин сработала не лучшим образом), согласованности действий танковых, стрелковых подразделений, артиллерии и авиации. «По всем вопросам была достигнута полная договоренность, и мы покинули армию вполне уверенными в том, что она находится в надежных руках», — пишет в мемуарах Александр Василевский.

Очистить Витебск от фашистов предстояло 39-й армии (совместно с 43-й 1-го Прибалтийского), а 5-я армия через Богушевск и Сенно должна была выйти к верховьям Березины. Соответственно, 31-я и 11-я гвардейские армии должны были разгромить оршанскую группировку и наступать вдоль минской автострады на Борисов. Именно 31-я армия 3-го Белорусского и 33-я армия 2-го Белорусского фронта сыграют главную роль в ликвидации минского «котла».

«Бесконечно дороги сердцу воспоминания о Сталинградской эпопее, Курской битве, форсировании Днепра, в которых мне довелось участвовать. Но не менее ярко врезались в память Витебское сражение, дорога нашего наступления от маленькой речки Лучоса до Балтийского моря, — вспоминал Иван Людников. — Зрелость и мастерство, обретенные нашими войсками за три года войны, ярко проявились и в летней операции сорок четвертого года. Под Витебском мы не теснили противника, а, взломав оборону на всю глубину, окружали, расчленяли и громили его войска до полной капитуляции. Это было характерно для всех армий 3-го Белорусского фронта, которые очищали от фашистских оккупантов Белоруссию, советскую Прибалтику и осенью того же года развернули сражения на полях Восточной Пруссии».
8 июня 1944 года (до освобождения оставалось 18 дней)

В ночь на 7 июня Александр Василевский доложил Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину, что на 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах никаких изменений в оперативной обстановке не произошло. 7 июня Василевский, Черняховский и заместитель командующего Военно-воздушными силами генерал-полковник авиации Федор Фалалеев обсуждали задачи, стоящие перед авиацией.

На рассвете 8 июня Василевский, Фалалеев и заместитель командующего артиллерией РККА генерал-полковник Михаил Чистяков вылетели в штаб 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии Ивана Баграмяна. На его командном пункте полководцы провели весь день. Здесь Василевский принял доклады Баграмяна, а также начальников штаба, родов войск и члена военного совета фронта о подготовке войск к операции и их материальном обеспечении.

На отрезке в 25 километров, на стыке немецких 16-й армии группы армий «Север» и 3-й танковой армии группы армий «Центр» наш 1-й Прибалтийский должен был прорвать оборону противника, вместе с 3-м Белорусским освободить Витебск, окружить и уничтожить витебскую группировку врага и затем развивать наступление на Бешенковичи и Лепель. В дальнейшем — разгромить лепельскую группировкувермахта.

14 июня 1944 года (до освобождения оставалось 12 дней)

В период подготовки к Витебской операции Александр Василевский постоянно находился на командных пунктах то 3-го Белорусского, то 1-го Прибалтийского фронтов, так как в его обязанности входила координация их действий. В ночь на 9 июня маршал доложил Верховному Главнокомандующему, что подготовка войск фронта Ивана Баграмяна к наступлению проходит успешно, по плану. Чего нельзя сказать о 3-м Белорусском: из-за неудовлетворительной работы железной дороги план перевозок срывается. После доклада Александр Михайлович поспешил в штаб Черняховского. Осмотр вместе с командующим фронтом 11-й гвардейской армии произвел на начальника Генштаба отличное впечатление, хотя в связи с ее перегруппировкой на новое направление в график подготовки к операции не вкладывались. Были внесены некоторые коррективы.

«Озабоченный задержкой с подвозом войск, я предложил начальнику Главного организационного управления Генерального штаба, моему заместителю генерал-лейтенанту Арону Карпоносову прибыть ко мне на фронт, — писал в мемуарах Александр Василевский. — В первом часу ночи на 10 июня, докладывая Сталину о проделанной за день работе, я вновь высказал беспокойство по поводу несвоевременного прибытия на фронт войск. Поделился также и тем, что первое впечатление о Черняховском как о командующем фронтом очень хорошее: трудится он много, умело и уверенно».

Все это показывает, насколько напряженно, днем и ночью, высшее советское командование работало накануне генерального наступления. Это был вопрос чрезвычайной важности: выполнить в полном объеме план операции по разгрому вермахта под Витебском.

Нельзя сказать, чтобы немцы вообще не догадывались о том, что на белорусском направлении назревает нечто весьма серьезное. В частности, их настораживала низкая активность Красной армии в радиоэфире. Но в короткие сроки передислоцировать огромные войсковые массы и наладить мощную оборону невозможно. И когда грянул «Багратион», у немцев все посыпалось.«Тем и примечательна Витебская операция, что к исходу третьего года войны мы смело навязывали врагу свою тактику, умело реализовывали свои решения», — утверждал Иван Людников.

Утром 14 июня Верховный Главнокомандующий сообщил Василевскому, что из-за задержки в железнодорожных перевозках начало операции переносится на 23 июня.

(Продолжение следует.)

Летом 1944 года Беларуси суждено было стать местом проведения величайшего сражения — Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион»

Исторический ракурс: Почему операция "Багратион" стала нокаутом для фашистов

Какие события приблизили освобождение Витебска от фашистов

Вернуться