Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский городской исполнительный комитет
Главная / Новости

Новости

25 января 2022 года

Завтра 75-летний юбилей отмечает народная артистка Беларуси, лауреат премии «За духовное возрождение» Светлана Окружная

Более полувека назад порог Белорусского государственного драматического театра имени Якуба Коласа переступила молодая, обаятельная актриса. Сюда она была приглашена еще студенткой 3-го курса Белорусского государственного театрально-художественного института на одну из главных ролей в спектакле «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого, который ставил известный режиссер Борис Эрин. Профессиональную подготовку начинающая артистка прошла у руководителя вузовского курса, народного артиста Беларуси, профессора Дмитрия Орлова.

Талантливую студентку приглашали и в один из московских театров, но педагог убедил ее, что она нужна в Беларуси, ее ждут большие роли. В итоге Светлана поехала в Витебск, в один из лучших на то время театров с выдающимися артистами – Тимофеем Сергейчиком, Федором Шмаковым, Анатолием Трусом, Зинаидой Конопелько, Болеславом Севко, Иосифом Матусевичем, Галиной Маркиной, Владимиром Кулешовым, Николаем Тишечкиным… Они приняли ее в свою семью и до последних дней оставались замечательными партнерами и друзьями.

С первой же роли Светлана Окружная стала одной из ведущих актрис Коласовского театра. За Анютку в своем дебютном спектакле «Власть тьмы» она получила первую награду – премию Белорусского театрального общества. И когда в 1976 году театр гастролировал в Москве, столичные критики назвали ее лучшей исполнительницей этой роли за всю историю, так же, как и Дочери в «Затюканном апостоле» Андрея Макаёнка. После гастролей ей было присвоено звание заслуженной артистки БССР.

В жизни и творчестве Светланы Окружной было много счастливых мгновений, открытий и немало горьких дней, бед. Актриса шла через духовные страдания гордо, смело, не жертвуя жизненными принципами, не теряя собственного достоинства. Она не всегда вписывалась в общепринятые рамки и сейчас утверждает: «Основа артиста – это его личность. Каждому человеку надо стремиться сохранить свое лицо, самобытность, глубину и неповторимость. Главное – жить по совести».

Ее самые счастливые годы в театре – во время работы главного режиссера Соломона Казимировского.

– Это было возрождение театра и мое становление как актрисы, – вспоминает Светлана Артемовна.

Через некоторое время Казимировский напишет о ней: «У меня большой режиссерский опыт, и меня тяжело чем-нибудь удивить. Она – актриса на все времена, по моим ощущениям. Мечтаю о том, чтобы режиссеры поняли, что такие цветы природа рождает нечасто и они требуют присмотра, внимания».

– Приступая к работе над ролью, мне было интересно открывать с режиссером что-то новое, о чем я даже сначала и не догадывалась. Новое, необычное, неповторимое. В каждый образ я вкладывала свои наблюдения, свою любовь. Играла как единственный раз. Театр требует всепоглощающей отдачи. Иначе нельзя… Казимировский поразил меня спектаклем «Мамаша Кураж и ее дети» по Брехту, где я сыграла Катрин. Мне импонировали ее внутренняя мощь, самоотверженность, готовность пойти на подвиг ради спасения людей. Данная тема прослеживалась через всю мою жизнь в театре. Позднее, после ухода Соломона Савельевича из театра, мы поддерживали хорошие дружеские отношения. Когда в театре репетировали спектакль «Отец» Стриндберга, Казимировский, будучи в Швеции, направлял меня. К слову, он и посоветовал мне попробовать свои силы в этой пьесе. Лаура – одна из самых сложных ролей в моем репертуаре. Снимая слой за слоем, я пробивалась к человеческой сути моей героини, – вспоминает артистка.

На Международном театральном фестивале «Белая вежа» в Бресте за работу в этом спектакле Светлана Окружная получила диплом за лучшую женскую роль.

– Я благодарна судьбе, что она свела меня и с таким великим режиссером, как Борис Эрин, который много сделал не только для меня, но и для всего театрального искусства Беларуси, – продолжает Светлана Артемовна. – В его постановке «Хам» я сыграла роль Франки, которая была признана лучшей женской ролью на Международном фестивале «Славянские театральные встречи» в Брянске.

Очень насыщенными для актрисы стали 1989 — 1991 годы. Она сыграла главные роли в трех спектаклях: «Хам» Ожешко, «Генри VI» Шекспира, «Московский хор» Петрушевской. Снялась в роли Анны Карпиловой в фильме «Плач перепелки». После такого творческого взлета Светлана Окружная получила звание народной артистки Беларуси.

И тут – страшный удар судьбы, который надолго перечеркнул все планы и начинания. Он разделил жизнь на до и после. В армии был тяжело ранен сын Дмитрий. Врачи опустили руки. И только Светлана Артемовна, которая осталась один на один со своей болью и любовью, продолжала бороться за жизнь сына. Она не боялась стоять на коленях перед всем миром. И кто-то услышал, кто-то предложил руку помощи, и совершилось чудо – материнская любовь победила. Роль матери стала для Светланы Окружной самой дорогой и любимой. Жизнь обрела новый смысл, новый поворот. После всего пережитого Светлана Артемовна не хотела возвращаться в театр, но Дмитрий убедил ее в обратном.  И возвращение на сцену стало одним из самых сложных моментов в ее судьбе.

– Театр показался мне не таким глубоким по сравнению с жизнью. Мои личные чувства оказались более сильными, – рассказывает актриса. – Преодолеть страх, неуверенность помог мой друг — талантливый режиссер Николай Пинигин, с которым ранее мы создали спектакль «Любовники из Калифорнии». Образ, который он предложил мне воплотить, оказался довольно неожиданным – Эмилия Марти из пьесы «Рецепт Макропулоса» Карела Чапека. И вот премьера. Переполненный зал. Меня помнили, меня ждали. Слезы признательности наворачивались на глаза. Спасибо!

Светлана Артемовна вспоминает: после ранения сына ее репертуар стал совсем другим. Она всю жизнь мечтала о роли Жанны д'Арк. Этот образ был в ней с юношества. И пришел совсем неожиданно, когда надежды почти не оставалось. Как считает актриса, это Божий промысел. После показа спектакля «Жанна» в Минске народная артистка СССР Александра Климова назвала Окружную «белорусской Комиссаржевской».

Совсем неожиданно для себя Светлана Артемовна сыграла роль Марлен Дитрих в спектакле «Марлен… Марлен…» в постановке Николая Пинигина. Дмитрий Минчёнок, к слову, наш земляк, написал эту пьесу специально для нее.

Плодотворным выдалось и сотрудничество Светланы Окружной с еще одним замечательным режиссером Ридом Талиповым. Актриса сыграла в трех его постановках: Екатерину Ивановну из пьесы Леонида Андреева, горьковскую Вассу и Сесиль Робсон в спектакле «Квартет» Рональда Харвуда. За первую на Международном  фестивале «Славянские театральные встречи» Светлана Окружная получила награду за лучшую женскую роль. Во время Международного театрального фестиваля в турецком Трабзоне и спектакль «Екатерина Ивановна», и центральная роль признаны лучшими работами.

Светлана Окружная – одна из самых титулованных актрис. Она лауреат премии «За духовное возрождение», кавалер ордена и медали Франциска Скорины, обладательница премии Союза театральных деятелей «Хрустальная Павлинка». В 1997 – 1998 годах признана «Женщиной года» Международным биографическим центром (Кембридж, Великобритания). Ее биография включена в Международный сборник «Кто есть кто?». В 2005 году актрисе присуждена Международная премия мира Объединенной культурной конвенции США при отделении Американского биографического института (штат Северная Каролина).

Но есть у нее и такие награды, которые никакая актриса в Беларуси не получала. Это медаль «Святой Владимир, исповедник Витебский» Витебской епархии, премия имени Героя Советского Союза Туснолобовой-Марченко «За материнское мужество», главная награда Белорусского общества Красного Креста «Гуманное сердце».

– На мою долю выпало немало испытаний, и я иной раз не понимаю, как это все выдержала. Нет, не победила, а просто выжила. Были моменты полного отчаяния, но какая-то невидимая сила поднимала меня и не давала погибнуть. Вот так-то и формировалась моя личность, личность бойца. Между испытаниями были передышки, и я считаю их минутами счастья. Любимая профессия, работа с талантливыми режиссерами, партнерами, встречи с выдающимися личностями. У меня есть семья, внуки, друзья, которые помогали и помогают. И мне хочется, чтобы беды, несчастья обошли моих родных стороной, чтобы они закончились на мне, потому что мои дети – самое большое богатство, и я, как каждая мать, желаю им счастья. Я не представляю жизни без них.

Светлана Окружная – многогранный человек. Она обладает способностью видеть, понимать, сочувствовать и тонко ощущать внешний мир. Была членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, тесно сотрудничала с Комитетом солдатских матерей, стояла у истоков создания в Витебске организации инвалидов-колясочников, способствовала открытию в доме ветеранов реабилитационного центра для этой категории. Более двадцати лет работает над созданием музея театра имени Якуба Коласа.

– Парламент научил меня ответственности и уважительному отношению к своей стране. Особенно ощущаешь эти чувства, когда представляешь ее интересы за рубежом. За все надо любить Родину: и за боль, и за страдания, и за посланные испытания – за мужество и великое терпение, – делится народная артистка Беларуси.

© "Витебские Вести"

Вернуться