Актуальная информация
Преимущества электронного взаимодействия плательщиков с налоговыми органами
Электронное взаимодействие плательщика с налоговой службой Республики Беларусь подразумевает удаленный характер общения с налоговыми инспекциями, позволяет плательщику оперативно, качественно и в срок исполнятьсвои налоговые обязательства, не обременяя себя посещением налогового органа.
Многие плательщики взаимодействуют с налоговыми органами в режиме онлайн, подключаясь к системе электронного декларирования EDeclaration- приложение «Автоматизированное рабочее место Плательщика» (далее - EDeclaration).
EDeclaration позволяет создавать и направлять всю необходимую налоговую отчетность в электронном виде в налоговые органы. Днем подачи электронной декларации является дата ее приема, зафиксированная с помощью указанного программного средства (п. 3 и 4, ч. 1 п. 5 ст. 40 НК).
Кроме того, EDeclaration содержит перечень справочников - это общая информация, которая может понадобиться для заполнения налоговых деклараций. В частности, справочники по видам деятельности, видам валют, размерам базовой величины, льготам, ставкам по налогам, категорий земель, условий применения УСН, справочник инспекций и др.
Помимо подачи налоговых деклараций в электронном виде EDeclaration позволяет также направлять в налоговый орган такие документы, как:
- заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов;
- заявление о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- уведомление о переходе на УСН;
- заявление о зачете сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в счет исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней;
- заявление о переносе срока проведения плановой проверки;
- перечень дебиторов и др.
Можно также направлять письменные запросы (в т.ч. с приложением электронных копий документов) о разъяснении норм законодательства, запрашивать выписки из лицевых счетов и др.
Посредством EDeclaration можно проверить, получен ли налоговым органом отправленный электронный документ, а также принята ли инспектором декларация. Созданные электронные документы, принятые инспектором налоговые декларации, а также полученные ответы налогового органа можно просматривать в формате PDF, сохранять на машинный носитель, а также распечатывать, в т.ч. с отображением электронных подписей.
Подключение к системе электронного декларирования дает возможность отправлять также отчеты в Белгосстрах, ФСЗН, органы государственной статистики и взаимодействовать с Министерством юстиции Республики Беларусь.
Чтобы подключить систему электронного декларирования, плательщику нужно зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - РУЦ ГосСУОК).
РУЦ ГосСУОК реализована услуга по получению сертификата Мобильной электронной цифровой подписи, который размещается на sim-карте и является сертифицированным средством.
Востребованным также является интернет-сервис «Личный кабинет плательщика», который позволяет:
получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи посредством Интернет-банкинга Беларусбанка, Белгазпромбанка, Альфабанка и Белинвестбанка;
заполнить декларации и направлять в налоговую инспекцию декларации в электронном виде, подписанную электронной подписью плательщика;
записаться на прием в инспекцию по месту постановки на учет без личного визита в налоговую инспекцию.
Доступ к личному кабинету плательщика осуществляется с помощью:
личного ключа электронной цифровой подписи;
учетной записи и пароля.
Агейченок Татьяна Вячеславовна
заместитель начальника инспекции МНС
по Первомайскому району г. Витебска