Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Витебский городской исполнительный комитет
Главная / Экономика / Торговля и услуги

Торговля и услуги

 

Об итогах работы предприятий торговли, общественного питания
и бытового обслуживания населения г. Витебска в 2023 г.

Согласно оперативным данным Торгового реестра Республики Беларусь на 1 января 2024 г. в г. Витебске действует:

4324 розничных торговых объекта общей торговой площадью 339,2 тыс. м2;
762 объекта общественного питания на 30,4 тыс. мест;
Среди объектов общественного питания наибольшее количество принадлежит ОАО «ВИТМИЛ» (105 объектов, в т.ч. 10 общедоступных) и ООО «Арена-пицца» (33 объекта).
28 торговых центров и 6 рынков;
544 интернет-магазина и 181 торговый автомат.

Бытовые услуги населению оказывают 1476 субъектов хозяйствования, функционирует 1372 объекта. Самая широкая сеть бытового обслуживания – ОАО «Мир услуг Плюс», в составе которой 19 парикмахерских, 6 пунктов проката, 4 фотостудии, 3 объекта по оказанию ритуальных услуг и 1 – по ремонту одежды.

Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей составила 944,5 м² (при нормативе государственного социального стандарта 610 м²), обеспеченность местами в общедоступных объектах общественного питания на 1 тыс. жителей – 41,5 места.

За январь-декабрь 2023 г. населению города в целом продано товаров на сумму 2825,9 млн. рублей (или 7,87 тыс. рублей на 1 жителя), что составило 38,5% товарооборота Витебской области. Темп роста розничного товарооборота через все каналы реализации в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2022 г. составил 105,8% (по области – 105,2%) при задании на 2023 г. 103,2%.

Розничный товарооборот организаций торговли за 2023 г. составил 2664,3 млн. рублей, или 106,1% к соответствующему периоду 2022 г., в т.ч. по продовольственным товарам – 105,8%, непродовольственным – 106,5%. В структуре товарооборота 55,0% приходится на продовольственные товары.

При этом по некоторым продуктам питания (овощи, мясо, сыры, молоко, яйца, сахар, масло сливочное), потребительский спрос на 90 – 100% удовлетворяется за счёт белорусских производителей, что способствует укреплению продовольственной независимости государства.

Удельный вес товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота торговли за январь-декабрь 2023 г. составил 61,0% (по области – 66,8%), в т.ч. продовольственных товаров – 77,4% (79,6%), непродовольственных – 40,1% (по области – 48,5%). По данному показателю г. Витебск занимает 2-е место среди областных центров республики.

Вместе с тем, Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. предусматривает достижение доли продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж – не менее 85%.
 
Контрольная деятельность

С целью профилактики и упреждающего контроля за состоянием потребительского рынка г. Витебска (ценовой ситуацией, наличием широкого ассортимента товаров, в т.ч. отечественного производства, соблюдением правил торговли и др.) управлением на постоянной основе осуществляются контрольно-аналитические мероприятия, в т.ч.
в области ценообразования.

Индекс потребительских цен по Витебской области в январе-декабре 2023 г. к соответствующему периоду 2022 г. составил на продовольственные товары – 105,85%, непродовольственные товары – 102,06%, продукцию общественного питания – 107,04%; в декабре 2023 г. к декабрю 2022 г. – 106,85%, 103,56% и 106,90% соответственно, т.е. параметры допустимых значений инфляции на 2023 г. (не более 7 – 8%) выполнены.
 
Основными перспективными направлениями развития потребительского рынка в 2024 г. остаются:

▪совершенствование торговой инфраструктуры путем формирования оптимального соотношения крупных розничных торговых сетей и магазинов шаговой доступности;

▪ применение гибкой системы скидок, рассрочки;

▪насыщение потребительского рынка города широким ассортиментом товаров отечественного производства различных ценовых сегментов;

▪расширение возможностей проведения безналичных расчетов с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа;

▪стимулирование продажи товаров отечественного производства через интернет-магазины и маркетплейсы;

▪повышение культуры и качества обслуживания;

▪снижение уровня затрат путём оптимизации структурных подразделений, численности работников, экономии топливно-энергетических ресурсов.
_______________________________________________________________________________

 

Департаментом санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) на сайте Комиссии в период с 3 октября по 31 декабря 2023 года проводится опрос в целях изучения общественного мнения населения Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) о проблемах взаимоотношений между потребителями и предпринимателями из разных государств-членов ЕАЭС. С целью изучения общественного мнения потребителей МАРТ предлагает всем желающим пройти опрос на сайте Комиссии по ссылке: https://potrebitel.eaeunion.org/ru-ru/Pages/Survey7.aspx

Коллекция одежды делового стиля для учащихся общего и среднего образования сезон 2022-2023

В настоящее время реализацию товаров для детей школьного возраста в городе Витебске  осуществляет более 80 торговых объектов, среди них:
ОАО «Витебский универмаг»,
СООО «Марко»,
ЗАО «ТД «Шаговита»,
ОДО «Леоджи»,
ОАО «Славянка»,
ОАО «Коминтерн»,
ЗАО «Калинка»,
ОДО «Панда»,
ОАО «Веста»,
филиал ООО «Евроторг» в г. Витебске,
региональный филиал «Витебсккнига» ОАО «Белкнига»,
Витебский филиал РУП «Белсоюзпечать»,
ООО «ХоДабби»,
ОАО «Галантея»,
ООО «Детмир БЕЛ»,
сетевые дискаунтеры  («Фикспрайс», «Светофор») и др.

_______________________________________________________________________________

Информация об опасной продукции и прекращении действия документов о подтверждении соответствия на территории Республики Беларусь размещена на официальном сайте Госстандарта (http://gosstandart.gov.by/) в разделах:

Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь;

Реестр документов о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), действие которых прекращено на территории Республики Беларусь.

_______________________________________________________________________________

Информация о согласовании перечней товаров 

В соответствии с постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74 (далее – постановление №74) «О перечнях товаров» субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю (далее – субъект розничной торговли), разрабатывает перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (далее – обязательный перечень товаров), исходя из определенного им ассортимента товаров, предлагаемых к продаже, в зависимости от вида и типа (при его наличии) торгового объекта, размера его торговой площади (при наличии), отведенной под продовольственные и (или) непродовольственные товары, и включает в него товары, подлежащие включению в обязательный перечень товаров, в соответствии с приложениями 1-9 к постановлению № 74.

Таким образом, субъект розничной торговли самостоятельно определяет ассортимент товаров, предлагаемых к продаже в торговом объекте, в том числе группы, подгруппы и виды товаров.

В случае если определенные субъектом розничной торговли товары в соответствующих приложениях 1-9 к постановлению № 74 отмечены подстрочным примечанием «1»,то такие товары подлежат включению в обязательный перечень товаров.

Одновременно обращаем внимание, что для субъектов розничной торговли сохраняется обязанность,  предусмотренная статьей 18 Закона Республики Беларусь от 8 января2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень товаров для торгового объекта.

Справочно.

Порядок разработки ассортиментного перечня товаров определен Положением о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Положение
№ 703).

Таким образом, в настоящее время субъект розничной торговли обязан иметь для торгового объекта два перечня:

разработанный и утвержденный им ассортиментный перечень товаров;

разработанный и утвержденный им и согласованный с уполномоченным органом обязательный перечень товаров.

Указанные перечни не требуются при продаже товаров без использования торговых объектов, в том числе через интернет-магазин,
а также при продаже товаров в торговых объектах, указанных в пункте 6 Положения № 703, а именно:

с использованием передвижных средств разносной торговли;

в неизолированных торговых объектах;

в магазинах беспошлинной торговли;

в торговых объектах, принадлежащих операторам почтовой связи, на которых возложены функции по обязательному оказанию универсальных услуг почтовой связи;

в торговых объектах, в которых осуществляется продажа печатных изданий, в том числе печатных средств массовой информации, объем которых в розничном товарообороте составляет не менее 25 процентов;

в магазинах по продаже имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства иным способом;

в аптеках, ветеринарных аптеках, специализированных магазинах и павильонах по продаже медицинских, ортопедических и оптических изделий;

в торговых объектах по продаже исключительно бывших
в употреблении непродовольственных товаров, в том числе при комиссионной торговле;

в торговых объектах по продаже исключительно не проданных
в сезон, не пользующихся спросом остатков единичных размеров непродовольственных товаров, а также непродовольственных товаров с незначительными дефектами внешнего вида и (или) восстановленных;

в фирменных магазинах;

в торговых объектах по продаже национальных товаров одной страны, созданных в соответствии с международными договорами и (или) иными международными обязательствами Республики Беларусь субъектами торговли, являющимися представительствами на территории Республики Беларусь иностранных юридических лиц и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;

на автозаправочных станциях.

Обращаем внимание, что при разработке и согласовании обязательных перечней товаров необходимо учитывать сведения о торговых объектах и размере их торговой площади, содержащиеся в Торговом реестре Республики Беларусь, и при необходимости обеспечить их актуализацию.

_______________________________________________________________________________

Об аннулировании «упрощенных
средств идентификации» 

Министерство по налогам и сборам в связи с принятием в Российской Федерации решения (постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2022 № 1862 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации») об аннулировании с 1 апреля 2023 г. всех ранее выданных и нанесенных на остатки обуви «упрощенных средств идентификации» (не предполагающих полное описание товаров (использование номеров ограниченной (внутренней) циркуляции (GTIN, начинающиеся на 029) с учетом полученной от оператора государственной информационной системы маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее - система маркировки) РУП «Издательство «Белбланкавыд» информации сообщает.

Всем находящимся после 01.04.2023 в обороте в Российской Федерации «упрощенным средствам идентификации» будет присвоен статус аннулированных средств идентификации.

В этой связи для возможности оборота после 01.04.2023 в Республике Беларусь обуви, приобретенной в Российской Федерации, в том числе за наличный расчет, маркированной «упрощенным средствам идентификации», необходимо выполнение следующих условий:

1) при приобретении обуви в рамках трансграничной торговли:поставщиком в Российской Федерации до 31.03.2023 включительно должен быть выполнен вывод товара из оборота в Российской Федерации по причине трансграничной торговли, и, соответственно, таким средствам идентификации будет присвоен статус «Экспортирован в ЕАЭС».

Справочно:

Ввод в оборот на территории Республики Беларусь такой обуви возможно осуществлять также после 01.04. 2023 при условии, что по состоянию на 31.03.2023 такие средства идентификации имели статус «Экспортирован в ЕАЭС»;

покупателем Республики Беларусь до 31.03.2023 включительно должен быть выполнен ввод в оборот приобретенной обуви и, соответственно, системой маркировки таким средствам идентификации будет присвоен статус «Введен в оборот в РБ»;

2) при приобретении обуви в рамках розничной торговли за наличный расчет в Российской Федерации покупателем Республики Беларусь должны быть до 31.03.2023 включительно переданы в систему маркировки сведения о приобретенной обуви.

Справочно:

Ввод в оборот на территории Республики Беларусь обуви возможно осуществлять также после 01.04.2023 при условии, что по состоянию на 31.03.2023 включительно сформирована «корзина» товаров посредством мобильного приложения «Электронный знак» (версия для бизнеса).

Учитывая изложенное, после 01.04.2023 в Республике Беларусь может осуществляться оборот обуви, маркированной «упрощенными средствами идентификации» российского образца, только при условии выполнения вышеизложенных условий. В мобильном приложении «Электронный знак» в отношении таких средств идентификации должен быть отображен статус «Введен в оборот в РБ» или «Ввезен в РБ. Статус РФ: Экспортирован в ЕАЭС».

Одновременно сообщаем, что аннулирование в Российской Федерации ранее выданных и нанесенных на остатки обуви «упрощенных средств идентификации» не повлечет изменение статуса ранее приобретенной и введенной в оборот на территории Республики Беларусь обуви.