Как в Витебске помогают детям из неблагополучных семей: опыт социально-педагогического центра Железнодорожного района Витебска
Семья — первая опора и первый мир, в котором ребенок узнает, что такое доброта, забота, справедливость, уверенность в себе. Однако бывают ситуации, когда родители не занимаются воспитанием и дети находятся в неблагоприятной среде. В таких случаях государство обеспечивает их защиту, образование и достойные условия для развития.
О том, как устроена система помощи, призванная дать возможность каждому ребенку расти в безопасной и благоприятной среде, рассказала директор социально-педагогического центра Железнодорожного района Витебска Янина Фомичёва.
— С точки зрения закона, какая семья считается неблагополучной?
— Понятие «неблагополучная семья» не является юридическим термином. Это скорее описание ситуации, требующей внимания социальных служб, и говорит о том, что жизни, психическому или физическому здоровью, развитию ребенка что-то угрожает. Такие семьи неспособны выполнять свои основные обязанности: бытовые условия часто не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей занимаются мало, они оказываются без надзора, могут отставать в развитии или учебе, становятся жертвами насилия. К этой же категории можно отнести и конфликтные семьи, в которых скандалы, грубость, угрозы и оскорбления — обычное явление, а рукоприкладство — основной метод воспитания.
— В каких случаях считается, что ребенок находится в социально опасном положении?
— Есть три основных критерия: родители не обеспечивают жизненные потребности ребенка (в пище, образовании, диагностике и лечении), не следят за его поведением (есть проблемы с законом), ведут аморальный образ жизни. Каждый из этих критериев должен быть подтвержден официально. Работа с родителями проводится планомерно, совместно со всеми субъектами профилактики: навещаем их по месту жительства, проводим беседы, а некоторое время спустя вызываем на повторные заседания комиссии по делам несовершеннолетних, на которых рассматриваются результаты выполнения ими предписаний. В зависимости от поведения родителей комиссия решает, исключать ли семью из списка социально опасных или не спешить с этим.
— Чем ребята из неблагополучных семей отличаются от своих сверстников? Какие они?
— Многие из них испытывали хронический стресс, недостаток родительской любви и заботы. Зачастую у таких детей низкая самооценка, снижены навыки саморегуляции, множество негативных установок и отсутствует доверие к миру в целом. Кроме того, нередко встречаются педагогические проблемы: трудности с концентрацией внимания, отсутствует мотивация к учебе, есть пробелы в знаниях. Не всем детям удается легко интегрироваться в коллектив, поэтому им нужна помощь в общении и взаимодействии с окружающими. Поддержка таких детей требует комплексного подхода со стороны педагогов, психологов и социальных работников. Важно не только устранить последствия трудных условий, но и создать благоприятную среду для их будущего.
— К сожалению, в таких семьях к детям иногда относятся жестоко. К чему это может привести в будущем?
— Ребята, столкнувшиеся с жестокостью, впоследствии часто оказываются неспособными защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Опыт жестокости, пережитый в детстве, часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи семьям.
— Как строится работа с детьми, стоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних?
— Прежде всего наши специалисты занимаются профилактикой противоправного поведения, популяризацией здорового образа жизни, предупреждением наркомании и пьянства, совершения преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних. Проводится работа с детьми, находящимися в кризисных состояниях. Хочу подробнее остановиться на проекте «PRO успех», который повышает межведомственное взаимодействие по профилактике противоправного поведения подростков, привлекает к этой работе не только субъекты профилактики, но и учеников школ Железнодорожного района Витебска. Ребята становятся волонтерами, проходят специальное обучение и тренинги, а потом возвращаются в свои школы, где уже сами обучают других. Основной принцип — равный обучает равного. Его применение создает условия для проявления инициативы, социальной активности подростков, развивает самостоятельность и способствует их самообразованию. Успех равного обучения обусловлен психологическими особенностями подросткового возраста, а именно значимостью общения со сверстниками, которые хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и чувства. Социальное волонтерство — это эксперимент в системе образования, который призван помочь в решении проблемы правонарушений среди несовершеннолетних.
— В социально-педагогический центр может обратиться за помощью любой желающий?
— Мы оказываем психолого-педагогическую помощь населению Железнодорожного района города. К нам обращаются и дети, и родители. Если возникли сложности в отношениях, конфликты или кризисные ситуации, мы поможем справиться и преодолеть трудности.
В центре реализуют ряд важных проектов. Среди них родительский университет «Семья», призванный помочь семьям, в которых имеются критерии для признания ребенка в социально опасном положении. Работает диалоговая площадка «Погода в доме», реализуется программа «Семья, согретая любовью».
На постоянной основе проходят коррекционно-развивающие занятия из цикла «Перспектива» — для помощи ребятам из приемных и опекунских семей в преодолении возрастных кризисов, решения проблем во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и замещающими родителями. Помочь родителям из замещающих семей призвана диалоговая площадка «Дом, в котором тепло».
В социально-педагогическом центре Железнодорожного района г. Витебска работают 11 специалистов — психологи и социальные педагоги. Центр реализует комплекс профилактических и реабилитационных мер по преодолению семейного неблагополучия, защите прав и законных интересов детей.
В Железнодорожном районе Витебска за 2024 год 269 детей из 133 семей признаны находящимися в социально опасном положении; 41 ребенок признан нуждающимся в государственной защите и изъят из семей; 23 ребенка возвращены после изъятия; 11 родителей лишены прав в отношении 17 детей. В девяти приемных семьях воспитываются 18 детей, 42 ребенка — в 35 опекунских семьях.