Пенсионное
обеспечение граждан на территории Республики Беларусь осуществляется в
соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О
пенсионном обеспечении» и другими нормативными актами с учетом международных
Договоров и Соглашений заключенных Республикой Беларусь.
В
соответствии с Инструкцией о порядке обращения за пенсией и организации работы
и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденной постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 08.07.2019 № 35 обращение
за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии
(перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую,
возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) и необходимых документов,
предусмотренных перечнем документов, необходимых для назначения пенсий, в
управление лично гражданином или через представителя.
Заявление подается непосредственно в
управление по месту жительства гражданина, подтвержденному регистрацией по
месту жительства. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий
личность обратившегося за пенсией.
Заявление
может быть направлено в управление по почте. В этом случае подпись заявителя на
заявлении и приложенные к нему копии документов, кроме копии документа, удостоверяющего
личность, должны быть нотариально удостоверены.
Работающие
граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о
назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.
Если
обратившемуся за пенсией отказано работодателем в представлении к назначению
пенсии, он может подать заявление непосредственно в управление.
Граждане, не
имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Республики
Беларусь, подают заявление в управление по месту нахождения пункта регистрации
и учета лиц без определенного места жительства, где они зарегистрированы.
Заявление от
имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подает его законный
представитель в управление по месту жительства законного представителя. При
этом законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, и
документы, подтверждающие его полномочия.
Заявление от
имени несовершеннолетнего или недееспособного лица, находящегося в организации,
на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или
попечителя, подается организацией в управление по месту нахождения организации.
Организация,
на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или
попечителя несовершеннолетнего или недееспособного лица, представляет
документы, подтверждающие её полномочия.
Граждане,
находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в лечебно-трудовых
профилакториях Министерства внутренних дел, подают заявление в управление по
месту нахождения исправительного учреждения, лечебно-трудового профилактория
через администрацию этого учреждения.
Президентом
Республики Беларусь 29 октября 2024 г. подписан Указ № 402 «О
социальной поддержке» (далее – Указ) которым предусматривается с 01.01.2025 увеличение срока подачи
заявления о назначении пенсии. В целях упрощения для граждан порядка
обращения за пенсией Указом вводится право обращения с заявлением как за месяц до возникновения права на
пенсию, так и в течение одного
месяца после возникновения права на пенсию. Если этот срок выдержан,
пенсию назначат со дня возникновения права на нее. При более поздней дате
обращения с заявлением пенсия будет назначаться со дня обращения за
ней. Изменения не затрагивают пенсии по инвалидности либо по случаю потери
кормильца.
В случаях
если в документе, подтверждающем рождение, указан только год без обозначения
точной даты рождения, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не
указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.
Заявление о
перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую,
возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии со всеми необходимыми документами
подается в управление по месту жительства гражданина (по месту нахождения
пенсионного дела). Если необходимые документы имеются в пенсионном деле, их
представление дополнительно не требуется.
В
подтверждение принятия заявления и документов управление выдает заявителю
расписку-уведомление.
Режим работы специалистов
управления по вопросам приема документов для назначения пенсии:
понедельник |
с 08.00 до 12.00 |
вторник |
с 14.00 до 17.00 |
среда |
с 08.00 до 12.00 |
четверг |
с 14.00 до 17.00 |
пятница |
с 08.00 до 12.00 |