Порядок создания и реконструкции произведений монументального и монументально-декоративного искусства
К монументальному и монументально-декоративному искусству относятся произведения монументальной или монументально-декоративной скульптуры, а также произведения монументально-декоративного искусства.
К произведениям монументальной скульптуры относятся произведения, посвященные важным историческим или иным событиям, знаменательным датам или известным личностям, государственным, политическим, общественным, военным деятелям и т.д., сыгравшим значительную роль в истории страны или народа.
К произведенияммонументально-декоративной скульптуры относятся статуи, рельефы, декоративно-отделочные формы, мемориальные (информационные) плиты, скульптурные украшения зданий и другие скульптурные формы, имеющие самостоятельное значение либо выполняющие роль архитектурных элементов, предназначенных для отделки фасадов и интерьеров, зданий, площадей, улиц, имеющие декоративный характер, конкретизирующие архитектурный образ.
Подробно виды произведений монументальной или монументально-декоративной скульптуры с конкретными примерами представлены на этой странице ниже в отдельном приложении.
К произведениям монументально-декоративного искусства относятся витражи, картины, монументально-декоративные ткани, мозаики и другие произведения, созданные в органической связи с предметно-пространственным, прежде всего, архитектурным окружением, интерьером и экстерьером здания.
Действие данного Положения не распространяется на:
надгробия Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
надмогильные монументы, которые устанавливаются по желанию граждан за свой счет, помимо установленных на территории мемориальных комплексов;
произведения искусства, созданные в (на) зданиях, сооружениях, помещениях, на территориях, закрытых для массового (бесплатного) посещения за ограждением (высота произведений искусства должна составлять не более двух третей высоты ограждения территории);
произведения монументально-декоративного искусства, созданных для дизайна внутренних интерьеров объектов социальной инфраструктуры без привлечения бюджетных средств;
реконструкцию, реставрацию произведений искусства, имеющих статус историко-культурных ценностей или входящих в состав историко-культурных ценностей.
Мемориальные комплексы, памятники, надмогильные монументы, памятники-бюсты в областных центрах устанавливаются на основании решений облисполкомов, после получения заключения Министерства культуры Республики Беларусь, согласования с Президентом Республики Беларусь и утверждения внешнего вида и архитектурного решения произведения республиканским художественно-экспертным советом.
Все иные произведения монументального искусства могут быть установлены на основании решений городских и районных исполнительных комитетов после получения заключения Министерства культуры Республики Беларусь, согласования с облисполкомом и утверждения внешнего вида и архитектурного решения произведения областным художественно-экспертным советом.
Подробно все требования к конкретным видам памятников представлены в специальном приложении (Алгоритм создания разных видов произведений монументального (монументально-декоративного) искусства).
При создании произведений монументального и монументально искусства действия городских и районных исполнительных комитетов должны быть следующие:
1. Проведение конкурса эскизных проектов. Это обязательное условие для всех видов произведений монументального искусства, создаваемых с привлечением бюджетных средств. Исключение делается только для надмогильных памятников, создаваемых с участием родственников в случае выбора ими автора скульптуры. При отсутствии бюджетного финансирования инициаторы создания произведения монументального искусства и местные органы власти базового территориального уровня вправе решать вопрос о необходимости конкурса.
2. Согласование необходимости создания произведения монументальной и монументально-декоративной скульптуры с Национальной академией наук Беларуси. Для этого в НАН направляется письмо с обоснованием исторической и идеологической необходимости создания произведения с указанием источников и примерных объёмов финансирования, к которому прилагаются: копия карты с указанием места размещения произведениям искусства (для мемориальных досок фотография фасада здания), информация о результатах проведенного конкурса (если он предусмотрен законодательством). Срок рассмотрения 15 дней (если нет необходимости в получении дополнительно информации).
Согласование с МИД и Уполномоченным по делам религий и национальностей. Данные согласования необходимы только для произведений искусства, связанных со знаковыми датами, событиями, известными деятелями иностранных госудаств, либо для произведений искусства связанных с религией и религиозными деятелями различных конфессий. Для согласования направляется тот же пакет документов, что и в НАН. Срок рассмотрения 15 дней (если нет необходимости в получении дополнительно информации).
3. Получение заключения Министерства культуры Республики Беларусь о целесообразности создания произведения монументального искусства. Для этого местный горрайисполком направляет в Министерство культуры письмо с обоснованием исторической и идеологической необходимости создания произведения с указанием источников и примерных объёмов финансирования, к которому прилагаются: 1) копия карты с указанием места размещения произведениям искусства (для мемориальных досок фотография фасада здания), 2) информация о результатах проведенного конкурса (если он предусмотрен законодательством), 3) согласования с НАН, МИДом и Уполномоченным по делам религий и национальностей. Срок рассмотрения 15 дней (если нет необходимости в получении дополнительно информации).
4. Согласование с Президентом Республики Беларусь. Выполняется при получении всех вышеназванных согласований для мемориальных комплексов, памятников, надмогильных монументов, памятников-бюстов в областных центрах. Соответствующий пакет документов направляется облисполкомом для дальнейшего обращения в Администрацию Президента Республики Беларусь.
5. Принятие решений городских и районных исполнительных комитетов (для памятников, которые согласуются с Президентом Республики Беларусь, - решений облисполкомов).
6. Рассмотрение художественного и архитектурного решения произведений художественно-экспертными советами. Все произведения монументального и монументально-декоративного искусства (независимо от источников финансирования) до их создания должны быть поэтапно рассмотрены республиканским (объекты, которые необходимо согласовывать с Президентом) или областным советом по монументальному и монументально-декоративному искусству (действует при управлении культуры облисполкома).
Документы, требуемые для рассмотрения объектов областным художественно-экспертным советом, указаны ниже.
В отношении каждого произведения искусства рассматриваются эскизный проект, рабочая модель, модель в натуральную величину, изготовление произведения в материале. Оплата труда художников (скульпторов) за выполнение каждого из этапов возможна только при наличии заключений художественно-экспертного совета.
После установки произведения монументального (монументально-декоративного) искусства необходимо произвести его государственную приёмку (комиссия действует при управлении культуры). Документы, требуемые для проведения госприёмки, указаны ниже. На основании актов приёмки горрайисполкомами осуществляется учёт произведений монументального и монументально-декоративного искусства.