На сегодняшний день в городе зарегистрировано 85 религиозных
общин, представляющих 16 различных конфессий. Общая конфессиональная картина по
городу может быть представлена в следующем виде:
Конфессиональная
принадлежность общин |
Число
зарегистрированных общин |
Белорусская
Православная Церковь |
48 |
Старообрядцы |
2 |
Римско-Католическая
церковь |
6 |
Греко-Католическая
церковь (Униаты) |
2 |
Лютеранская
Церковь |
6 |
Евангельские
Христиане Баптисты |
3 |
Новоапостольская
Церковь |
1 |
Христиане
Веры Евангельской |
5 |
Христиане
полного Евангелия |
2 |
Адвентисты
седьмого дня |
4 |
Свидетели
Иеговы |
1 |
Иудаизм |
1 |
Прогрессивный
Иудаизм |
1 |
Бахаи |
1 |
Кришнаиты |
1 |
Мормоны |
1 |
В настоящий момент в городе располагается две епархии: Белорусская Православная Церковь
и Римско-Католическая Церковь, два областных религиозных объединения, два
монастыря, пять братств, сестричество, духовная семинария, миссия.
Более половины имеющихся в городе общин относится к
Белорусской Православной Церкви, их 48 или 56 % от числа зарегистрированных. Православие
имеет на Витебщине давние традиции. До 1021 г. Витебск подчинялся напрямую
Киеву, поэтому христианизация столицы древнерусского государства способствовала
распространению православия и в нашем городе. После 1021 г., когда Витебск вошёл
в состав Полоцкой земли, местные православные были подчинены полоцкому
епископу. На протяжении долгих веков Витебск являлся исключительно православным
городом. Однако в составе Великого Княжества Литовского, после подписания
Кревской унии, Брестской церковной унии, широкого распространения
протестантских течений и переселения евреев на белорусские земли
этноконфессиональная обстановка в городе существенно изменилась. Со второй
половины XVIII века, после того как Витебск вошёл в состав Российской Империи,
православие вновь получило привилегированное положение, а количество церквей
существенно увеличилось. Но в советские годы многие храмы были перестроены в
жилые дома, музеи, клубы либо утрачены (в том числе в годы Великой
Отечественной войны или в связи с перетрассировкой и расширением улиц). На
протяжении долгого времени одной единственной уцелевшей и действующей
православной церковью была Свято-Казанская (историко-культурное наследие:
памятник архитектуры XVIII века, находится в составе Свято-Маркова мужского
монастыря – главного форпоста православия в городе на протяжении многих веков).
10 мая 1992 года решением Синода Белорусской Православной
Церкви были восстановлены границы Витебской православной епархии (http://vitprav.by/). Епархию возглавил
Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Если в начале 1990-х гг. в городе
существовало всего несколько церквей, то сейчас насчитывается 47 общин и 28
культовых зданий. Сейчас городские приходы находятся в составе Николаевского,
Петропавловского, Алексеевского, Серафимовского благочиний. Кроме того, в
городе действует два монастыря, Витебская духовная семинария, Витебское женское
духовное училище.
Среди возрождённых в последние десятилетия православных
святынь Витебска следует назвать Благовещенскую церковь – уникальный храм ХІІ
века, Свято-Покровский и Свято-Успенский кафедральные соборы,
Воскресенскую церковь, которые поспособствовали возращению прежнего
архитектурного облика древнего города.
Второй по количеству прихожан в Витебске является
Римско-Католическая Церковь. Проникновение католицизма на восточнославянские
земли началось в связи с активным развитием торговли по Двине и долговременным
пребыванием в городе немецких купцов. Существенное увеличение католиков
пришлось на конец ХIV века, когда бывший князь витебский Ягайло подписал
Кревскую унию и стал основателем польской династии Ягеллонов. С того времени
католицизм стал традиционной для города конфессией.
13 октября 1999 года Римский папа Иоанн Павел II издал буллу
«Ad aptius consulendum», которой учредил Витебскую католическую епархию(http://catholicnews.by/topics/use-naviny/u-dy-yatse-zii/ ),
выделив её из Минско-Могилёвского архидиоцеза. В настоящий момент епископом
витебским является Олег Буткевич, назначенный на кафедру Папой Римским
Франциском в ноябре 2013 г.
Роль Кафедрального собора РКЦ в Витебске до июня 2011 года
исполнял Собор Святой Барбары в Витебске (памятник архитектуры ХVIII века). 18
июня 2011 года епископская кафедра была торжественно перенесена во вновь
построенный витебский Собор Иисуса Милосердного.
Традиционной для Витебска является и древлеправосланая
религия, которую исповедуют потомки переселенцев из России, где в первой
половине XVII в. произошла реформа Русской православной церкви. Она расколола
общество на тех, кто поддержал изменения, и на тех, кто отказался. Последних
стали называть староверами. Против них развернулись гонения, которые побудили
многих к эмиграции. Значительная часть тех, кто не принял церковную реформу,
переселились в отделённые части России или в соседнее Великое Княжество
Литовское, известное на тот момент своей религиозной толерантностью. Витебск
стал одним из крупных центров компактного проживания староверов. На сегодняшний
день в городе имеется две древлеправославные общины, располагающие собственными
культовыми зданиями (одно из них на завершающей стадии строительства).
Имеется в городе две греко-католические (униатские) общины.
Униаты в Беларуси появились после Брестской церковной унии 1596 г. В ХVIII веке
большая часть жителей Беларуси исповедовала именно униатство. 12 февраля 1839
года в Полоцке собрался собор во главе с греко-католическими епископами Иосифом
Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским. Собор высказался за присоединение
белорусских епархий к православной церкви, после чего все униаты Беларуси стали
вновь православными. В настоящее время униатская церковь вновь возродилась, но
не имеет большого числа прихожан.
В городе действуют две иудейские общины. Одна из них
относится к чистому иудаизму, вторая – к прогрессивному иудаизму (модернистское
течение). Традиции развития иудаизма в г. Витебске также имеют давние корни.
Ещё в ХІХ веке в городе имелось множество синагог и иных культовых зданий
местного еврейского населения. Это было обусловлено тем, что белорусские города
почти наполовину состояли из евреев, которым долгое время было запрещено
селиться вне белорусских и украинских губерний. Но после массового уничтожения
еврейского населения немецко-фашистскими захватчиками, а также в результате
миграции евреев в образованное еврейское государство Израиль, число
представителей этой национальности в Витебске, как и число адептов иудаизма,
существенно сократилось. Сейчас в городе действует синагога «Шатёр Давида» по
ул. Грибоедова.
Широкое распространение в городе получили и протестантские
течения. Первые протестанты в Витебске появились ещё в ХVI веке. В настоящий момент
в городе зарегистрирована 21 протестантская община, которые имеют 10 культовых
зданий, включая памятник архитектуры ХVIII века по ул. Чайковского, д. 6.
Потенциал религиозных организаций широко используется в
работе по улучшению демографической ситуации, профилактике и лечению
алкогольной, наркотической зависимости, развитию туризма и патриотическому
воспитанию, созданию в обществе атмосферы взаимопонимания и терпимости.
Религиозные организации активно проводят благотворительную и просветительскую
деятельность на территории города.
Витебский городской исполнительный комитет, 2020
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА