Рус Бел

 

Внимание! Запись на прием в службу "одно окно" горисполкома осуществляется по тел. 142, 43 61 31, 33 14 74, 43 62 90, 43 62 98 в рабочие дни в часы приема. Приглашаем льготников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Витебском горисполкоме, для строительства жилья. Обращаться в кабинет №102, тел. 436274. За содействием в трудоустройстве можно обращаться в службу занятости по тел. 362549, сведения о вакансиях на сайте: gsz.gov.by, постоянно действующие комиссии по содействию занятости администрации Октябрьского района тел. 649996, администрации Железнодорожного тел. 604784, администрации Первомайского района тел. 643382, городскую комиссию тел. 361348. Обучение для безработных по профессиям: «сборщик обуви», «швея», «электрогазосварщик», «продавец», «водитель троллейбуса», «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений», «парикмахер», «повар» тел. 36-25-45, 36-25-40 Субсидии безработным г.Витебска для организации собственного дела тел. 36-25-40, 36-25-15 Приглашаем всех желающих на оплачиваемые работы (подработка), тел. 36-25-54 Cлужба занятости ведет подбор водителей (С), трактористов, уборщиков территории, т. 36-25-29, 36-25-66
Главная / УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ / Память и боль белорусской земли
05.02.2024

Как нацисты в годы Великой Отечественной войны уничтожили деревню в Лепельском районе

 

До Великой Отечественной войны деревня Кистелёво в Лепельском районе насчитывала 12 дворов, в ней жили 47 человек. В июне 1942 года немецко-фашистские захватчики во время карательной экспедиции жестоко расправились с большинством ее жителей. Деревня была сожжена дотла. Сейчас ее не существует.

Как рассказал прокурор Лепельского района Виталий Жигимонт, Елена Шарипова (имя изменено) была одной из немногих жителей сожженной деревни, кто избежал гибели.  В тот страшный день 1942 года ей исполнилось 25 лет.  Как вспоминала Елена, деревня Кистелево с трёх сторон была окружена лесом, и очень удобно было поддерживать связь с партизанами.

Гитлеровцы  об этом догадывались  и  оставили засаду.

– Целую неделю отдежурили в деревне немцы, а когда собирались снимать засаду, в последний день случилось следующее, – вспоминала Елена. – Трое гитлеровцев отлучились в лес прогуляться. А партизаны, увидев врага, выпустили по нему автоматную очередь. Двоих убили сразу, третий умер по дороге в Камень (соседнюю деревню).

Вскоре после этого случая гитлеровцы устроили карательную операцию.  По словам Елены,  в военном городке Боровка был размещен немецкий штаб. Большой немецкий гарнизон был в местечке Камень. Там находилось фашистское логово. Гитлеровцы зверски расправлялись с населением, грабили его. Оттуда 10 июня примчало всё немецкое начальство, отряд карателей и полицаев.

– Всех жителей деревни собрали и  погнали в соседнюю деревню Костинка, где закрыли в амбаре, – рассказывала Елена.  – Тем временем сами занялись мародёрством, выгребали с опустевших домов все, что могли. На следующий день деревня запылала. Горело все: хаты, сараи, сады. Когда деревня догорала, кистелёвцев пригнали обратно. Тем временем полицаи капали огромную яму. Жители думали, что на этом месть фашистов закончится, что так их наказали немцы. Но лица кистелёвцев ещё больше опечалились, когда они увидели свежевырытую огромную яму. Только малолетние дети не могли предчувствовать близкую смерть. Кистелёвцев тут же поставили возле вырытой ямы. Начали переписывать фамилии.  Подводили к яме по несколько человек,  стреляли, не целясь. Кому в голову, кому в грудь, кому в руку попадали. Большинство было раненых. Многие мирные жители, не дожидаясь выстрела, падали в яму. В детей не стреляли, а прямо на штыках бросали в яму. Большинство жителей закопали живыми. Особой жестокостью  выделялся полицай Лаврен. Когда к яме подвели его двоюродную сестру и её детей, не вняв её слезам и просьбам, не помиловал их.

Елена вместе с другими жителями стояла на краю могилы. При проверке документов немцы остановились на матери женщины. Пожилая женщина бросилась к немцам, начала просить отпустить дочку с внуком, показала документ, в котором было написано, что она уроженка деревни Халимоново. Мать убедила, что муж Елены служит у немцев, скрыв, что его вместе с другими мужчинами принудительно погнали с подводой ремонтировать дорогу возле Лепеля. Враги поверили, что Иван завербован в полицаи, и отпустили его жену. Немцы дали три дня  добраться пожилой женщине с беременной дочкой и внуком до  Халимонова, обещали проследить. Женщины побежали без оглядки в сторону леса, таким образом, им удалось спастись.

- Обстоятельства тех страшных событий стали известны в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида населения современной территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны нацистскими преступниками и их соучастниками, - сообщила "ВВ" официальный представитель прокуратуры Витебской области Дарья Коваленко. - В то страшное время на территории Лепельского района были полностью либо частично уничтожено 126 деревень и хуторов.

 Фото из открытых источников носит иллюстративный характер. 

Авторское право "Витебские Вести" 

Все новости

Другие новости