25.09.2024
Графика из Витебска – в Новой Третьяковской галерее
24 сентября/ "Витьбичи"/ Екатерина Пучкова/. На Московскую международную биеннале графического дизайна «Золотая пчела» из 55 стран «слетелось» 20 тысяч острых по замыслу работ, лишь каждая сотая из них «выстрелила» – и была отобрана для показа в современном Западном крыле Новой Третьяковской галереи. В это «яблочко» попали 12 графических работ из Витебского государственного технологического университета, 11 из них принадлежат выпускнику 2024 года Владу Белому – он стал открытием «Золотой пчелы».
В Новой Третьяковской галерее представлены графические плакаты Влада Белого, посвященные 300-летию со дня рождения Канта, 150-летию в музыкальной культуре Сергея Рахманинова и другим темам.
Восхитились и не поверили, что это – недавний студент, организаторы биеннале. Жюри предположило, что под распространенной в творческой среде фамилией Белый «скрывается» графический дизайнер, художник-плакатист с мировым именем Пётр Банков, уроженец Беларуси, преподававший в Китае, России и других странах.
Но организаторы ошиблись, и тем приятнее им было узнать, что Влад Белый соотечественник Петра Банкова, вдохновленный любимым городом Марка Шагала.
На одном из своих графических плакатов, где присутствует только два цвета, выпускник ВГТУ черным по белому изобразил философскую притчу под названием «Как глядишь, так и видишь» – человек лежал на земле и смотрел на дерево сбоку, он сказал «дерево кривое», другой человек ответил ему «нет, оно прямо, ты криво смотришь».
Каждый видит и оценивает окружающий мир по-разному, сообразно со своим внутренним миром, когда эта простая истина пронизывает с плаката, словно с увеличенной в десять раз книжной страницы, она четче запечатлевается в сознании. Для этого – приковать взгляд, чтобы рассмотреть мысль – и создают плакаты.
Если бы Владу вдруг потребовался псевдоним, то лучшего, чем настоящая фамилия, не нашлось бы, подпись «Влад Белый/Беларусь», выведенная белыми буквами на черном маркерном фоне, уже сама по себе графична, и несет национальный код – черно-белых берез, черно-белых весенних снегов, черно-белых птиц. Фамилия Влада для художника работающего в технике графического дизайна просто находка: когда на полотне нужен невидимый автограф, достаточно оставить кусочек белого цвета.
Наставник, который помог Владу раскрыть себя, поверить в свои силы, буквально взявший его на слабо, старший преподаватель кафедры дизайна и моды ВГТУ Марина Ворохобко говорит, что если много трудиться и не ждать вдохновения сложа руки, то идеи могут «настигнуть», постучать в дверь даже, когда сидишь за чашкой кофе ранним утром и просто смотришь на запотевшее окно.
И тогда можно увидеть, как траектория стекающих капель рисует на стекле извечный образ женщины и младенца, в руке которой маленький дом – реальный, виднеющийся вдали. И остается перенести образ на графический плакат – окно, контур капельных линий, дом, а им может быть место, где кто-то ждет, город, где родился, страна, в которой живешь, и если в них спокойно, то и на душе хорошо. И понятно, почему женщина, обнимающая младенца, бережно заслоняет дом. Плакат с этим образом занял достойное место в Третьяковской галерее.
Марина Ворохобко убеждена, очень важно искать индивидуальный подход к каждому студенту, а еще лучше с самого раннего возраста «разглядеть» ребенка, и чтобы его способности росли и крепли, найти для него своего педагога:
– Для меня с четырех лет по неслучайной случайности таким педагогом стала Лариса Здор. Произошло э то так. Мы с мамой, сидя на стульчиках в коридоре витебской изостудии, ждали мою старшую сестру, которая там занималась. Однажды, Лариса Здор выглянула в коридор и сказала, зачем Марина все это время просто сидит, пусть заходит и рисует. И я начала рисовать так, что уже через год в пятилетнем возрасте одержала свою первую победу на детском конкурсе рисунков в Японии. Самое главное было вовремя отобрать у меня черную краску, которой я усиливала контуры фигур – сначала рисовала их цветными, а потом обводила, добавляя, как мне казалось, фон, чтобы они лучше были видны, а получалось наоборот, я их зарисовывала.
– У многих начинающих художников есть своя «черная краска», которую опытный преподаватель, должен, образно говоря, вовремя нейтрализовать: для некоторых учащихся и студентов – это такое свойство как лень. Талантливых много, усидчивых и усердных мало. Когда я мотивировала на работу Влада, то повторяла ему, что идеальных условий нет, и не будет, каждый должен делать, что должен, тогда, когда должен, – говорит Марина Ворохобко. – Очень важно верить в себя. Ко мне уверенность в своих силах пришла, когда я была на третьем курсе ВГТУ, с победой в конкурсе «Праздник со слезами на глазах». У меня получилось достоверно изобразить своего дедушку – ветерана Великой Отечественной войны. Потом была учеба в Москве, в Праге, кстати, мне преподавал Пётр Банков, к авторству которого чуть не отнесли работы Влада.
Выпускники ВГТУ – графические дизайнеры – находят себе самое широкое применение, кто-то, как Марина Ворохобко, сначала организует собственную дизайнерскую студию, а потом преподает на кафедре моды и дизайна в своем вузе, кто-то создает рекламную продукцию для ведущих отечественных и зарубежных кампаний, иллюстрирует книги в издательствах или занимается другим творчеством. Главное, что в ВГТУ созданы все условия для того, чтобы талантливые ребята могли себя проявить, а их имена зазвучать. Даже в Новой Третьяковской галерее!
Авторское право «Витьбичи»
Все новости
Другие новости