10.12.2024
Спасти учителей от бумажной работы. Как указание Президента выполняется на практике в Витебской области?
На сокращении бумажной работы в учительской деятельности акцентировал внимание Глава государства на прошедшем в августе республиканском педагогическом совете. Президент отметил, что учителя проводят большую внеклассную работу, а потому непозволительно нагружать их бессмысленной бюрократической писаниной, и потребовал радикально решить проблему. Согласно новому постановлению Министерства образования директора школ обязаны пересмотреть перечень документации, которую необходимо заполнять педагогам. Корреспондент «ВВ» узнала, как эти изменения работают на практике.
Курс на оптимизацию
В средней школе № 4 Витебска на поручение отреагировали оперативно.
– Все наши педагогические работники ознакомлены с обновленным перечнем, что позволило избежать ведение ненужной планирующей и учебной документации, – подчеркивает директор школы Светлана Окускова. – В то же время, если требуется помощь в организации мероприятия, учитель знает, что за дополнительную работу он получит материальное стимулирование, это прописано в коллективном договоре.
По словам директора, бюрократия в образовательной сфере – это, скорее, преувеличение.
– Учителям не требуется писать дополнительные отчеты или справки. Важно лишь выполнять свои должностные обязанности в рамках законодательства, при этом делая акцент на формировании у учащегося правильной гражданской позиции, – отмечает она. – Считаю, что проблема заключается в том, что не все педагоги умеют правильно расставлять приоритеты и управлять своим временем.
Опыт – всему голова
Педагог с 30-летним стажем Елена Зубакина курс на оптимизацию поддерживает. Ведет уроки истории и обществоведения, возглавляет учебно-методическое объединение учителей-предметников. Ее ученики ежегодно достигают успехов. Только в этом году ребята завоевали 12 дипломов на II этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. А за этим результатом – большая дополнительная подготовка педагога к занятиям. Она активно помогает молодым коллегам, делится с ними своими методиками и приемами, которые делают уроки действительно увлекательными.
– Работа учителя не всегда укладывается в рамки рабочего дня. Когда у меня расписание в одну смену, посвящаю вечер занятиям с одаренными детьми и подготовке к олимпиадам, – говорит она. – Что касается документации, то это важная часть работы. Но это не должно отвлекать от самой сути преподавания. На это и направлены те изменения, к которым мы пришли.
За результатом – всегда большой труд
Яна Щукина – молодой учитель русского языка и литературы, иностранного языка, а еще классный руководитель. В стены родной школы вернулась сразу после окончания университета. Сейчас она готовится к сдаче на первую квалификационную категорию и активно занимается подготовкой к урокам.
– Когда ты любишь свою работу, не замечаешь, сколько времени тратишь на планирование, – признается педагог. – Если посчитать, в среднем на подготовку к урокам уходит около двух часов в день. Мне как молодому учителю необходимо вести поурочное планирование. Компьютеры, принтеры, интерактивные доски, которые есть в школе, – все это значительно упрощает подготовку материалов и помогает сконцентрироваться на их интересной подаче.
Документооборот не создает лишней нагрузки, считает педагог.
– Существует мнение, что классное руководство заключается в бумажной работе, но на самом деле это не так. Для успешного выполнения обязанностей необходимо вести несколько важных документов: классный журнал, личные карты учащихся, социально-педагогическую характеристику класса, протоколы родительских собраний, план работы на полугодие, проводить проверку дневников, – поясняет собеседница. – Конечно, работа учителя требует много времени и усилий. Как и в любом деле, чтобы добиться результата, нужно быть готовым к труду, – резюмирует она.
Елена БОГДАНОВИЧ, первый заместитель начальника главного управления по образованию Витебского облисполкома:
– Перечень документов, которые ведут педагогические работники, был утвержден постановлением Министерства образования еще в декабре 2017 года, в ноябре текущего года он конкретизирован, дополнен категориями таких работников как: педагог-психолог, социальный педагог, руководитель по военно-патриотическому воспитанию. Принято решение Витебского облисполкома от 21 ноября 2024 года № 771 «Об упорядочении деятельности педагогических работников и уменьшении документооборота в системе образования». Все это направлено на выполнение поручений Главы государства и позволит нам скорректировать отдельные подходы, формировать правильное понимание должностных обязанностей педагогов и в целом работать на престиж педагогической профессии.
Все новости
Другие новости