Административная и уголовная ответственность за коррупционные преступления
Основным средством борьбы с правонарушениями и обеспечением правового поведения является юридическая ответственность. В соответствии со ст. 2 Закона «О борьбе с коррупцией» ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами. В ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 37 Закона называются правонарушения, создающие условия для коррупции, коррупционные правонарушения, однако, не называются конкретные виды юридической ответственности, к которым должно быть привлечено должностное лицо за совершение перечисленных правонарушений. Совершение коррупционного правонарушения может влечь за собой применение следующих видов юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную, гражданскую. Уголовная ответственность за коррупционные преступления – это осуществляемое от имени Республики Беларусь по приговору суда осуждение должностного лица, совершившего коррупционное преступление, и применение к этому лицу на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом. 62 Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности за коррупционные преступления является совершение должностным лицом преступления, т.е. общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом под угрозой наказания (ст. 11 УК). Необходимо отметить, что Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы от 27 января 1999 г. № 173 «Об уголовной ответственности за коррупцию». При этом сам Уголовный кодекс не употребляет понятие коррупции как таковое, а его элементы использованы в различных уголовных составах. Уголовная ответственность за коррупционные преступления является самым строгим видом государственного принуждения. Привлечь к уголовной ответственности может только суд. Основной формой реализации уголовной ответственности является наказание. При этом в законодательстве предусмотрены также иные негативные последствия для лиц, совершивших коррупционные преступления, помимо предусмотренных санкциями соответствующих статей Уголовного кодекса. Так, согласно ст. 22 Закона «О борьбе с коррупцией» лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу. Административная ответственность– вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам, совершившим административное правонарушение. В отличие от коррупционных преступлений, перечень административных коррупционных правонарушений отсутствует.
Дисциплинарная ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции и коррупционные правонарушения
Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, представляющий собой обязанность работника понести взыскание, предусмотренное законодательством за 63 совершение виновного, противоправного проступка. Видами ответственности являются выговор, строгий выговор и увольнение. Помимо общих оснований привлечения к дисциплинарной ответственности, распространяющихся на всех работников любой организаций, в отношении должностных лиц применяется специальная дисциплинарная ответственность. Например, дополнительным основанием для увольнения работника, являющегося государственным должностным служащим, могут стать две разновидности юридических фактов, предусмотренных п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь: 1. Неподписание письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией; 2. Нарушение письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией. Помимо этого, Законом «О борьбе с коррупцией» предусмотрена дисциплинарная ответственность за следующие дисциплинарные проступки: 1. Неисполнение должностным лицом кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации возложенным на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо за несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями (ч.3 ст. 16). 2. За непредоставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения (ч. 5 ст. 21). 3. За нарушение руководителями государственных органов и иных государственных организаций порядка приема лиц на государственную службу, выдачу характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию (ст. 23). 4. За совершение правонарушения, создающего условия для коррупции (ст. 25). 64 5. За непредоставление декларации о доходах и имуществе или внесение в нее неполных и (или) недостоверных сведений (ч. 4 ст. 34). 6. За совершение коррупционного правонарушения (ст. 37). В соответствии со ст. 43 Закона «О борьбе с коррупцией» обязанность по привлечению лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также лиц, нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом «О борьбе с коррупцией», к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) возложена на руководителей государственных органов и иных организаций. Кроме наличия специальных оснований привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, белорусским законодателем также предусмотрена возможность использовать в отношении этой категории работников и особых мер дисциплинарных взысканий. Так, помимо замечания, выговора и увольнения, предусмотренных ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь, к государственным служащим могут применяться также такие специфические меры как предупреждение о неполном служебном соответствии и понижение в классе государственного служащего на срок до 6 месяцев (ст. 57 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь»). В ст. 24 закона «О борьбе с коррупцией» закреплены особенности назначения и выплаты пенсии, ежемесячного денежного содержания при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсии за выслугу лет, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», ежемесячное денежное содержание, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании 65 отдельных категорий государственных служащих», не назначаются (не выплачиваются). При исчислении пенсий за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совершившим в период прохождения военной службы (службы) тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому (специальному) званию «рядовой». Привлечение к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, могут иметь в дальнейшем особые последствия. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «О борьбе с коррупцией» увольнение по дискредитирующим обстоятельствам является основанием для отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу. Лица, уволенные из государственных органов, иных государственных организаций по дискредитирующим обстоятельствам, а также имеющие судимость (в том числе снятую или погашенную) за умышленные преступления либо освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, не могут быть назначены на должности руководящих работников в государственные органы, иные государственные организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения
В отличие от уголовной и административной ответственности гражданско-правовая ответственность за правонарушения коррупционной направленности недостаточно полно 66 регламентируется в законодательстве о борьбе с коррупцией. Закон «О борьбе с коррупцией» указывает на возможность возмещения вреда и изъятие имущества лишь в ст. 36 и ст. 42. Однако Республика Беларусь приняла на себя международноправовые обязательства Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Конвенции ООН против коррупции, а также Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств-участников СНГ в сфере противодействия коррупции, предусматривающие также меры гражданско-правовой защиты от коррупции. Среди способов, отмеченных в названных международных правовых актах, указаны полное возмещение вреда, включая упущенную выгоду, компенсация морального вреда, признание недействительными нормативных правовых актов, решений и иных действий, принятых (совершенных) в результате коррупционных правонарушений, признание ничтожности сделки, заключенной вследствие коррупционного правонарушения, конфискация незаконно полученных денег, ценностей и иного имущества, взыскание денежных санкций, иные меры гражданскоправового характера. В соответствии с Конвенцией о гражданско-правовой ответственности за коррупцию «любая сделка или положение сделки, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы». В соответствии с п.1 ст. 8 Конвенции о гражданскоправовой ответственности за коррупцию сделка может быть признана ничтожной, если предусматривает совершение акта коррупции, а согласно п. 2 этой же статьи предусмотрена возможность обращения в суд в целях признания сделки недействительной (то есть право оспорить сделку) для всех сторон сделки, чье согласие было нарушено актом коррупции, несмотря на право требовать возмещения ущерба. Таким образом, положения о недействительности сделок – базовая основа восстановления нарушенного коррупционным правонарушением имущественного положения. Согласно ст. 3 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию возмещение ущерба включает в себя возможность полного возмещения причиненного реального 67 ущерба, упущенной финансовой выгоды и компенсацию морального вреда. Однако же компенсация морального вреда не предусмотрена при проявлении коррупционных преступлений специальным национальным законодательством. Но в силу положений названной Конвенции пострадавшее в результате акта коррупции лицо должно иметь право и возможность его компенсации. Для возмещения вреда согласно положениям данной Конвенции должны быть соблюдены следующие условия: - ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции; - истец понес ущерб; - существует причинно-следственная связь между актом коррупции и понесенным ущербом. Способы защиты прав и законных интересов от коррупционных действий, содержащиеся в международных документах и национальном законодательстве, требуют дополнительного научного анализа и совершенствования законодательных положений. В настоящее время гражданско-правовые меры ответственности за коррупционные посягательства затруднительны к применению на практике. Поскольку должный механизм в национальном законодательстве не выработан. Однако тенденция к необходимости предпочтения таких мер наряду с уголовными и необходимость использования гражданско-правового регулирования отношений в сфере борьбы с коррупцией высказывается многими исследователями.
Устранение последствий коррупционных правонарушений и преступлений
В главе 6 Закона «О борьбе с коррупцией» регламентируются меры по устранению последствий коррупционных правонарушений. Порядок взыскания (возврата) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг определяется в ст. 40 Закона следующим образом. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда 68 государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно. Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном законодательными актами. При невозможности возврата имущества и сдачи его по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также возместить в республиканский бюджет стоимость услуг, которыми оно неправомерно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством. Супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно–оздоровительные и иные поездки, за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью. Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми они неправомерно воспользовались, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет супруга (супруги), близких родственников или свойственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, государственного 69 должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда этому лицу стало об этом известно. В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество либо возместить его стоимость или стоимость услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом. Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию уполномоченными государственными органами либо по решению суда и реализации в порядке, установленном законодательством для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость услуг, полученных с нарушением этого порядка, — перечислению в республиканский бюджет. Согласно ст. 41 Закона «О борьбе с коррупцией» решения, принятые в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь. Физическое или юридическое лицо, 70 чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены в результате принятия таких решений, вправе обжаловать их в судебном порядке. В законодательстве четко регламентируются меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения. Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами. По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения. Кроме того, на руководителей государственных органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией возлагаются обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 43 Закона «О борьбе с коррупцией». Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны: - принимать установленные Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией; - привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности в порядке, установленном законодательными актами; - своевременно информировать в установленном законодательством порядке государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений. Руководители государственных органов и иных организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие требования, предусмотренные частью первой выше названной статьи, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
© В. В. Гладышев "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ" Все новостиВитебский городской исполнительный комитет, 2024
Разработка сайта БЕЛТА