04.12.2024
Потребитель рассчитался за товар банковской платежной
картой, однако спустя некоторое время была предъявлена претензия к продавцу о
возврате уплаченной за товар денежной суммы. Однако карта, которой была
произведена оплата, отсутствует (утеряна). Как вернуть уплаченные денежные
средства?
Отношения в сфере осуществления розничной торговли регулируются Законом
Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»
(далее – Закон) и Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления
общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила).
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 4 статьи 28 Закона и пункту 30 Правил
расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар (надлежащего или
ненадлежащего качества) денежной суммы осуществляются в той же форме, в которой
производилась оплата товара, если иное не предусмотрено соглашением
сторон. Таким образом, при оплате товара банковской платежной картой
расчеты с потребителем при возврате товара осуществляются в той же форме.
Приведенная норма не содержит условий возврата денежных средств именно на ту
карту, с которой производилась оплата за товар, а содержит требования к
форме возврата денежных средств (например, при оплате
покупки платежной картой возврат осуществляется в безналичной форме).
Принимая во внимание, что приведенные нормы допускают иной порядок возврата
денежных средств по соглашению сторон и в случае достижения
соглашения между продавцом и потребителем о возврате уплаченной за товар
денежной суммы наличными денежными средствами или на иную банковскую карточку,
такое соглашение (и, следовательно, возврат денег таким образом) не будет
противоречить действующему законодательству.
В случае отказа продавца, т.е. при недостижении соглашения сторон о
возврате уплаченной за товар денежной суммы в безналичной форме на иную банковскую
карточку, рекомендуется потребителям зафиксировать такой отказ (при нахождении
в торговом объекте написать обращение в книгу замечаний и предложений, которая
по первому требованию должна выдаваться потребителю; в случае получения такого
отказа по телефону – направить обращение с уведомлением по почте).
Справочно:
Согласно пункту
2 статьи 24 Закона Республики Беларусь 18 июля 2011 г. № 300-З
«Об обращениях граждан и юридических лиц» организация, индивидуальный
предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому
требованию заявителя.
Все новости
Другие новости