В последнее время масса проблем у
покупателей возникает при покупке товаров в Instagram.
Продавцы после получения денег исчезают, а товары либо совсем не соответствуют
картинкам в Интернете, либо вовсе не попадают в руки покупателям. Как
обезопасить себя от мошенников и вернуть деньги за брак?
ОТВЕТ
Потребитель
имеет право вернуть товар продавцу. Деятельность по реализации товаров в
социальных сетях запрещена на основании следующего.
В
соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля
2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования
национального сегмента сети Интернет», с 1 июля 2010 года деятельность
по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории
Республики Беларусь с использованием сети Интернет осуществляется
резидентами Республики Беларусь (продавцами,
исполнителями), с использованием информационных
сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет (by,
бел), размещенных на территории Республики Беларусь и
зарегистрированных в установленном порядке.
В
соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014
года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в
Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле) интернет-магазин -
информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети
Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и
приобретение товаров без (вне) торгового объекта.
Согласно
пункту 3 статьи 19 Закона о торговле субъект торговли вправе
осуществлять розничную торговлю с использованием
сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом
реестре Республики Беларусь, и с использованием доменного имени, право
на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке,
установленном законодательством Республики Беларусь.
Социальные
сети, как правило, созданы без использования информационных сетей, систем и
ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории
Республики Беларусь, а их владельцы и (или) управляющие компании не являются
резидентами Республики Беларусь.
В
соответствии с приведенными нормами законодательства, реализация товара через
социальные сети запрещена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Кроме того, целью реализации товаров физическими лицами в социальных сетях
является систематическое получение прибыли от реализации товара. Указанная
деятельность является предпринимательской деятельностью и без государственной регистрации
её осуществление запрещено.
Вместе
с тем, приобретенный товар можно вернуть продавцу товара по следующим
основаниям.
Согласно
статье 28 Закона, регулирующей вопросы возврата и обмена товаров надлежащего
качества, потребитель вправе возвратить товар надлежащего
качества или обменять его на аналогичный товар в течение
четырнадцати дней, если соблюдены следующие условия:
·товар не был в употреблении;
·сохранены потребительские свойства
товара;
·товар не входит в Перечень непродовольственных
товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату,.
При
соблюдении всех перечисленных условий, продавец обязан принять такой товар у
потребителя.
В
соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона при реализации потребителю товаров по
образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, в
том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, продавец обязан
передать потребителю товар, качество которого соответствует таким образцам,
описаниям, а также требованиям законодательства.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара необходимую и достоверную информацию о товаре, потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков,
вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор
заключен, - в разумный срок потребовать от продавца расторжения
договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков. При расторжении договора и
(или) возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы потребитель
обязан возвратить товар продавцу (пункт 1 статьи 16 Закона).
Таким
образом, потребитель имеете право обратиться к продавцу с
требованием о расторжении договора розничной купли-продажи товара. Обоснованные требования потребителя о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар
ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. Максимальный срок не
может превышать семи дней, а при необходимости
проведения экспертизы – четырнадцати дней (пункт 1 статьи 25 Закона).
Кроме
того в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона убытки, причиненные
потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной
законодательством или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не
освобождают продавца от исполнения возложенных на него обязательств в натуре
перед потребителем (пункт 3 статьи 15 Закона).
Однако следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Закона действие
Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами,
поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями,
возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования,
хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза,
возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.
В случае, если продавцом товара в социальных сетях выступает
физическое лицо, то действие Закона на данные правоотношения не
распространяются. Споры, вытекающие из отношений между физическими лицами,
разрешаются в судебном порядке.