Защита прав потребителей
В соответствии с Указом Президента
Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О
государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике
Беларусь» ежегодно 15 марта в
республике отмечается праздничный день – День
потребителя.
В 2025 году в государствах-членах
Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Потребитель – в центре внимания: от
баланса интересов к справедливому разрешению споров» (на заседании Коллегии
Евразийской экономической комиссии
принята рекомендация от 18 февраля 2025 г. № 4 «О тематике совместных
мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере
защиты прав потребителей в 2025 году»).
Справочно:
Программа совместных действий государств
– членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей
принята распоряжением Евразийского межправительственного совета от
21 июня 2022 года № 12. Программа предусматривает ежегодное
проведение работы по информированию и просвещению населения Евразийского
экономического союза по вопросам защиты прав потребителей. Тема
такой работы определяется ежегодно, начиная с 2023 года, и закрепляется
рекомендацией Евразийской экономической комиссии.
Реестр свидетельств работников общественных объединений потребителей
Закон Республики
Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О
защите прав потребителей»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 января 2009 г. № 26 «О
некоторых вопросах защиты прав потребителей»
Постановление Совета Министров Республики
Беларусь 14
июня 2002 г. №
778 О мерах по реализации Закона
Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли
Республики Беларусь 29
ноября 2018 г. № 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О
защите прав потребителей»
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ТОВАРОВ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ИЛИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Образцы претензий
Образцы исков
Порядок предъявления претензий и исков
Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый
потребитель должен знать следующее
Отношения
в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики
Беларусь, Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января
2002 № 90-З (далее – Закон) и иным законодательством, международными договорами
Республики Беларусь, а так же международно-правовыми актами, составляющими
право Евразийского экономического союза.
В
рамках государственной защиты прав потребителей управлением торговли и услуг
Витебского городского исполнительного комитета за 2024 год рассмотрено 201
обращение граждан, всего управлением рассмотрено 348 обращений граждан и
юридических лиц.
По тематике
обращений наибольший удельный вес занимают обращения по вопросам
в сфере «торговля» — 113 обращений (или 56,2% от общего
количества рассмотренных обращений), в сфере «общественное питание» —
23 обращения (или 11,4%), в сфере «бытовых услуг» − 41 обращение (или
20,4%), по вопросам защиты прав потребителей в контролируемых сферах
13 обращений (или 6,5%), по иным вопросам в сфере защиты прав потребителей
– 11 обращения (или 6,5%). По результатам рассмотрения наибольший удельный
вес занимают ответы на обращения, носящие разъяснительный характер —
такие ответы даны по 155 обращениям (что составляет 77% от общего
количества рассмотренных обращений), удовлетворены требования заявителей
по 46 обращениям (или 23%).
Главным
специалистом управления за 2024 год проведено 48 консультаций граждан по
вопросам защиты прав потребителей, в ходе которых более 288 граждан получили
разъяснения, оказана помощь в подготовке 16 исковых заявлений и 34 претензий по
защите прав потребителей.
Управлением
в соответствии со статьей 43 Закона подготовлено и направлено 6 предписаний об
устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей.
Возвращено
материального ущерба по результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке
на сумму 11,079 тыс. рублей.
_______________________________________________________
Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в
области защиты прав потребителей
В целях защиты прав потребителей местные исполнительные
и распорядительные органы обязаны:
рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии
с законодательством;
организовывать разъяснение законодательства и оказывать
юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;
при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а
также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды
незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного
управления (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и
безопасностью товаров (работ, услуг);
в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания
услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с
просроченным сроком годности, или без срока годности, если установление этого
срока обязательно, направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам)
о приостановлении производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания
услуг) до устранения допущенных нарушений либо о прекращении реализации товаров
(выполнения работ, оказания услуг);
обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
осуществлять иные функции по защите прав потребителей,
предусмотренные законодательством.