Инвесторам
Работа с инвесторами
организована по принципу "Одно окно" и осуществляется:
– управлением
экономики Витебского горисполкома (ул. Замковая, 4, 4 этаж, кабинеты № 400,
№ 402, тел. 43 62 18, 43 68 37, е-mail: vgic@vitebsk.by):
понедельник-пятница с
8.00 до 17.00 часов,
обеденный перерыв с
13.00 до 14.00 часов,
выходные дни: суббота,
воскресенье.
Должностные лица,
осуществляющие прием заинтересованных лиц:
ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА
ВИКТОРОВНА, начальник управления экономики горисполкома, кабинет № 400 (тел. 43
62 18)
МЕДВЕДЕВА ЮЛИЯ
ВЛАДИМИРОВНА, заместитель начальника управления экономики горисполкома, кабинет
№ 402 (тел. 43 68 37)
САВИЦКИЙ ВЛАДИМИР
АЛЕКСАНДРОВИЧ, начальник отдела внешнеэкономической деятельности и
предпринимательства управления экономики горисполкома, кабинет № 406 (тел. 43
68 44)
О регулировании отношений в области использования инвесторами земельных
участков на территории Республики Беларусь
Право на земельный
участок у инвестора возникает с момента государственной регистрации
возникновения этого права и получения соответствующего свидетельства
(удостоверения) о государственной регистрации, выдаваемого организацией по
государственной регистрации.
Инвесторы в
соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:
самостоятельно осуществлять использование земельного участка; использовать в
установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением
дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные
полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;
возводить в установленном законодательством порядке капитальные строения
(здания, сооружения); на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным
занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого
имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том
числе установлением земельного сервитута; добровольно отказаться от земельного
участка; требовать установления или прекращения земельного сервитута.
Инвесторы, являющиеся арендаторами земельных участков, за право заключения
договоров аренды которых взималась плата, вправе, если иное не установлено
законодательными актами: предоставлять арендованный земельный участок в субаренду
в пределах срока договора аренды; передавать свои права и обязанности по
договору аренды земельного участка другому лицу; использовать право аренды
земельного участка в качестве предмета залога в пределах срока договора аренды.
Инвесторы обязаны:
использовать предоставленные земельные участки, а также расположенные на них
строения в соответствии с целевым назначением и условиями отвода земельных
участков; осуществлять мероприятия по охране земель; своевременно вносить плату
за пользование земельными участками; осуществлять благоустройство земельных
участков; соблюдать установленные законодательными актами сроки занятия
земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений
(зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных
участков;
не нарушать права иных
землепользователей; возвратить предоставленные им во временное пользование или
аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись,
либо своевременно обратиться за его продлением; соблюдать установленные
ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе условия
земельного сервитута.
В целях установления
дополнительных гарантий защиты прав инвесторов – арендаторов законодательством
предусмотрено, что срок аренды земельного участка, находящегося в государственной
собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и (или)
обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее
нормативного срока их строительства и (или) эксплуатации. Предоставление
земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с
согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Срок аренды
земельного участка не должен превышать девяноста девяти лет.
Земельные участки,
находящиеся в частной собственности, могут являться предметом ипотеки, а право
аренды земельных участков, за право заключения договоров аренды которых
взималась плата – предметом залога только в качестве обеспечения обязательства
по кредитному договору, заключенному с банком.
Земельные участки,
находящиеся в частной собственности и предоставленные для строительства и (или)
обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), могут являться
предметом ипотеки только вместе с расположенными на них капитальными строениями
(зданиями, сооружениями) или незавершенными законсервированными капитальными
строениями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При этом земельный
участок, на который установлена ипотека, остается в собственности залогодателя,
а арендатор (залогодатель), право аренды на земельный участок которого является
предметом залога, продолжает осуществлять использование земельного участка.
Залогодержателями
земельных участков и права аренды земельных участков могут быть банки в
соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 276
«Об отдельных вопросах ипотеки земельных участков и признании утратившими силу
некоторых указов Президента Республики Беларусь». Согласно пункту 1 названного
Указа залогодержателями земельных участков, находящихся в частной
собственности, права аренды земельных участков, являющихся предметом
соответственно ипотеки, залога, могут быть банки, имеющие специальное
разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности в части
осуществления банковской операции по размещению привлеченных денежных средств
от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности,
Международная финансовая корпорация, Евразийский банк развития и Европейский
банк реконструкции и развития при заключении данными организациями договоров
займа и (или) кредитных договоров с резидентами Республики Беларусь, а в
случаях, определенных законодательными актами Президента Республики Беларусь, -
иные организации.
Право частной
собственности на земельные участки прекращается по решению соответствующего
местного исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по
постановлению суда: при
отчуждении земельного участка лицам, которые не могут являться собственниками
земельных участков; при добровольной передаче земельных участков в
государственную собственность; при изъятии земельного участка для
государственных нужд; при ликвидации негосударственного юридического лица
Республики Беларусь;
Право частной
собственности на земельный участок прекращается также при принудительном
изъятии земельного участка по постановлению суда: при неуплате земельного
налога по истечении двух налоговых периодов; при использовании земельного
участка не по целевому назначению; если негосударственное юридическое лицо
Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства
(удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и
возникновения права на него не приступили к занятию данного участка; при
неосуществлении мероприятий по охране земель; при конфискации земельного
участка.
В частности, если
инвестор в течение шести месяцев (в иной срок, определенный в договоре на
реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий,
сооружений), решении местного исполнительного комитета о предоставлении
земельного участка) со дня получения свидетельства (удостоверения) о
государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права
на него не приступили к занятию данного участка в соответствии с целью и
условиями его предоставления (не начали строительство, иное освоение земельного
участка), местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по
изъятию и предоставлению земельных участков не позднее одного месяца со дня
истечения указанного срока направляет инвестору предписание о необходимости
занятия данного участка (начала строительства, иного освоения земельного
участка) в соответствии с целью и условиями его предоставления. Срок, указанный
в предписании, не может превышать одного месяца.
В случае, если
инвестор по истечении срока, указанного в предписании, не начинает
строительство, иное освоение земельного участка в соответствии с целью и
условиями его предоставления, местный исполнительный комитет в соответствии с
его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков: подает в суд
заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и
после вступления решения суда в законную силу о прекращении такого права и
государственной регистрации прекращения права частной собственности на
земельный участок у инвестора решает вопрос о дальнейшем использовании этого
участка; принимает решение о расторжении договора аренды земельного участка,
если право расторжения договора аренды земельного участка в одностороннем
порядке предусмотрено данным договором, содержащее условия дальнейшего его
использования и обязательное для исполнения предписание организации по государственной
регистрации осуществить государственную регистрацию прекращения права аренды
земельного участка у инвестора, и после государственной регистрации прекращения
этого права решает вопрос о дальнейшем использовании такого участка либо подает
в суд заявление о расторжении договора аренды земельного участка и после
вступления решения суда в законную силу о расторжении такого договора и
государственной регистрации прекращения права аренды земельного участка у этих
лиц решает вопрос о его дальнейшем использовании.
Организация по
государственной регистрации осуществляет в соответствии с частью пятой
настоящего пункта государственную регистрацию прекращения права на земельный
участок у инвестора в течение семи рабочих дней со дня получения предписания местного
исполнительного комитета, копии решения суда, направленной местным
исполнительным комитетом.
Такая государственная
регистрация осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета.
При невыполнении в
течение двух месяцев со дня принятия решения о предоставлении земельного
участка инвестором предусмотренных в данном решении требований по осуществлению
в течение этого срока государственной регистрации земельного участка, прав,
ограничений (обременений) прав на него решение о предоставлении земельного
участка.
Постановление суда о
принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об
охране и использовании земель принимается на основании материалов,
свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного
органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за
использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял меры
к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об
охране и использовании земель.
Право аренды
(субаренды) земельного участка прекращается по основаниям и в порядке,
предусмотренным гражданским законодательством или договором аренды. Право
аренды (субаренды) земельного участка прекращается также в случае изъятия
земельного участка для государственных нужд, совершения арендатором
(субарендатором) сделок.
Прекращение права
аренды земельного участка влечет за собой прекращение права субаренды этого
земельного участка, если иное не установлено договором аренды.
Законодательными актами
могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения прав на земельный участок.
Государство
законодательно гарантирует защиту прав инвесторов – землепользователей
(собственников, пользователей, владельцев, арендаторов) при изъятии у них
земельных участков и сносе расположенных на них объектов недвижимости.
Порядок возмещения
убытков, их размеры определяются организациями в соответствии с указанным
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. №462.
При изъятии земельного участка, предоставленного в аренду, если за право
заключения договора аренды взималась плата, арендатору возмещаются убытки из
местного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы, в
который поступила плата за право заключения договора аренды земельного участка.
Все споры, связанные с
изъятием земельных участков и возмещением землепользователям убытков,
разрешаются судом.
О налоговых льготах
На основании норм статей 228 и 239 Налогового кодекса
Республики Беларусь с 1 января 2024 г. памятники архитектуры и памятники градостроительства, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, освобождаются от налога на недвижимость и земельного налога.
Справочно: На сегодняшний день в Государственный историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который утвержден постановлением Министерства культуры от 3 января 2023 г
Nº1, включено 1838 памятников архитектуры и 14 памятников градостроительства.
Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь