Рус Бел

 

Внимание! Запись на прием в службу "одно окно" горисполкома осуществляется по тел. 142, 43 61 31, 33 14 74, 43 62 90, 43 62 98 в рабочие дни в часы приема. Приглашаем льготников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Витебском горисполкоме, для строительства жилья. Обращаться в кабинет №102, тел. 436274. За содействием в трудоустройстве можно обращаться в службу занятости по тел. 362549, сведения о вакансиях на сайте: gsz.gov.by, постоянно действующие комиссии по содействию занятости администрации Октябрьского района тел. 649996, администрации Железнодорожного тел. 604784, администрации Первомайского района тел. 643382, городскую комиссию тел. 361348. Обучение для безработных по профессиям: «слесарь-сантехник», «сборщик обуви», «швея», «рабочий зеленого строительства», «электрогазосварщик», «повар» тел. 36-25-45, 36-25-40 Субсидии безработным г.Витебска для организации собственного дела тел. 36-25-40, 36-25-15 Приглашаем всех желающих на оплачиваемые работы по уборке улиц города, очистке и окраске заборов, погрузочно-разгрузочные и сельскохозяйственные работы. тел. 36-25-54 Cлужба занятости ведет подбор водителей (С), трактористов, уборщиков территории, т. 36-25-29, 36-25-66
Главная / 77-лет Победы / Материалы по теме
13.03.2019

Их зори не были тихими... Полина Кондратьева своими подругами-зенитчицами защищала Родину до победы над Японией

Сейчас, когда пересматриваю фильм «А зори здесь тихие», воспринимаю его совсем по-другому — после того, как познакомилась с такой же зенитчицей времен прошедшей войны Полиной Кондратьевой. 

— Нас было 13 девушек-зенитчиц, и все как на подбор — молодые, красивые, веселые, отважные, ненавидящие врага. В общем, чертова дюжина, так сказать, хороший «подарочек» для фашистов! — улыбается Полина Ивановна. — Знаете, и командир взвода у нас был, как в этом извест­ном фильме, старшина. Только не Васков, а Болотин. Кстати, после окончания боевых действий он женился на одной из наших зенитчиц. И еще, к счастью, мы все до­шли до Победы...

Сегодня Поленьке, как ее по-прежнему нежно зовет младшая сестра Татьяна, 95 лет. Вот уже 22 года, как сестры живут вместе — Полина Ивановна переехала в Витебск к Татьяне Ивановне (Кудряшовой по мужу) из родных Шахт, что в Ростовской области, после смерти родителей, которых до­сматривала до последних их дней. Четыре года разницы между сестрами давно стерлись, а про военную биографию Полины Татьяна рассказывает так, как будто это она сама защищала небо Отчизны от вражеских самолетов все годы Великой Оте­чественной войны.

— 22 июня 1941 года мы с классом встречали рассвет после окончания школы. Радиоприемника в парке не было, поэтому о том, что началась война, мы узнали, наверное, позже всех в родных Шахтах, — рассказывает Полина Ивановна. — Какие у нас были юношеские, наивные представления и о силах врага, и о реальном положении на фронтах в первые дни войны, мы еще мечтали о поступлении в выбранные вузы! И нас принимали. Меня, например, родители отпустили в Новочеркасск, где я проучилась неполных два года в политех­ническом институте. Правда, на втором курсе обучали уже не на строителя-инженера, а на радиста.

— Я как сейчас вижу этот день, когда Поленька уже в военной форме приехала домой на одни сутки, ее отпус­тили перед отправкой на фронт, — подхватывает сестра Татьяна Ивановна. — Собралась вся наша большая дружная семья: родители, бабушка с дедушкой, мы с братом, другие родственники... Напекли пирогов, стол сделали. А потом мама, как в детстве, сама искупала в корыте Полю.

Самыми страшными вспоминаются месяцы отступления наших частей. Бывало, по нескольку дней оставались без полевой кухни — она не поспевала, застревала в людских заторах на пыльных дорогах и переправах, и тогда девушек-зенитчиц кормило население.

В 1942 году Полина Кондратьева попала на Кавказ, сначала располагались в Тбилиси, потом в Адлере: стояла задача следить за перемещениями вражеских самолетов, не допускать бомбежки нефтеносной артерии страны, к которой всеми своими силами рвались фашисты. И девчонки-зенитчицы надежно охраняли небо.

Поинтересовалась у Полины Ивановны, а удавалось ли за годы войны хоть раз надеть нарядное платьице, встать на каблучки, хотя бы в дни передышки между боями, дежурствами?

— Нет, — грустно улыбнулась собеседница, — только ботиночки надела на какой-то праздник...

Война близилась к концу. Но это — в Европе, а часть, где служила Полина Кондратьева, перебросили на Дальний Восток, чтобы не дать развернуться японцам. И здесь, в городе Комсомольске, она со своими подругами-зенитчицами защищала Родину до победного конца. Закончилась для девчонок война только в ноябре 1945 года.

А строителем-инженером Полина Кондратьева все же стала, закончив после войны еще ускоренные курсы при техникуме. Работать же довелось на шахте «Донецкая» в Донбассе. Бывшей зенитчице приходилось на 300-400 метров опускаться под землю и осваивать ее недра. Носить ордена тогда было не принято — люди того поколения считали, что воевала вся страна. Поэтому шахтеры и не подозревали, что у начальника отдела по капитальному строительству дома в женской шкатулочке хранятся медали, орден Отечественной войны...

Десятилетия мирной жизни не дают стереться воспоминаниям. Тот, кто прошел военными дорогами, навсегда остается верен памяти о друзьях-товарищах, о пережитых годах неимоверного ратного труда, он знает цену миру.

По материалам городской газеты «Витьбичи»


Все новости

Другие новости

Радио “Витебск”