Тема о вреде употребления населением алкогольных напитков, в том числе о последствиях употребления алкоголя неизвестного происхождения, суррогатного алкоголя всегда является актуальной и затрагивает ряд социальных и медицинских проблем, которые оказывают негативное влияние на различные сферы жизнедеятельности общества.
Граждане, приобретающие алкогольные напитки на нелегальном рынке, подвергают себя огромному риску причинения вреда организму. Прием некачественных, фальсифицированных (контрафактных) спиртных напитков может сопровождаться тяжелыми последствиями вплоть до смертельного исхода.
Государством регулярно выделяются денежные средства для борьбы с пьянством: на принудительное лечение в лечебно-трудовых профилакториях, кодировку, пропаганду здорового образа жизни. Государственные органы, в том числе налоговые проводят мероприятия, направленные на пресечение вовлечения в теневой оборот алкогольных напитков, в том числе неизвестного происхождения, выявляют нарушения и привлекают к административной и уголовной ответственности за несоблюдение требований законодательства, регулирующего порядок производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим производство и оборот алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, является Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 429-З).
В соответствии с абзацем 17 статьи 2 Закона № 429-З фальсифицированные алкогольные напитки - алкогольные напитки с умышленно измененными их производителем (изготовителем) и (или) лицом, вовлекающим данные напитки в оборот, составом, свойствами и характеристиками, информация о которых, представляемая указанными лицами, является заведомо неполной и недостоверной.
В Республике Беларусь физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, запрещается:
производство (изготовление), переработка, хранение на территории Республики Беларусь, перемещение по ней более 5 литров (5 килограммов) непищевой спиртосодержащей продукции, более 5 литров этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, более 5 литров непищевого этилового спирта (подп. 1.9 п. 1 ст. 11 Закона № 429-З);
- продажа непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, этилового спирта, получаемого из пищевого сырья и алкогольных напитков, в том числе собственного изготовления (подп. 1.10 п. 1 ст. 11 Закона № 429-З);
- перемещение по территории Республики Беларусь более 5 литров алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными и (или) специальными марками, но не маркированных ими в установленном порядке (подп. 1.11 п. 1 ст. 11 Закона № 429-З).
Распространенными правонарушениями, выявленными налоговыми органами в сфере оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, являются ввоз в Республику Беларусь, хранение и реализация физическим лицам алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь, торговля алкогольными напитками без документов, подтверждающих легальность их приобретения, перемещение и хранение физическими лицами непищевой спиртосодержащей продукции в объемах, превышающих разрешенные законодательством (более 5 литров).
Вместе с тем, как показывает практика, большое количество запретительных мер не способствует устранению подобных общественных явлений, а лишь придает им скрытый характер, что затрудняет возможность своевременно корректировать такие явления.
Самая лучшая профилактика алкоголизма – это профилактика на уровне семьи, на уровне учебных учреждений, широкое информирование в средствах массовой информации о последствиях злоупотребления алкоголем, формирования в обществе таких ценностей, как здоровый образ жизни и активная жизненная позиция и т.д.
Учитывая изложенное, налоговые органы настоятельно рекомендуют покупать спиртные напитки только в проверенных, пользующихся хорошей репутацией магазинах, отказаться от приобретения алкогольной и иной спиртосодержащей продукции неизвестного происхождения с рук у граждан, в местах несанкционированной торговли либо посредством сети Интернет. Все новостиВитебский городской исполнительный комитет, 2024
Разработка сайта БЕЛТА