• Власть
  • О городе
  • Экономика
  • Социальная сфера
  • Администрации районов
  • Витебск туристический
  • Внимание! Запись на прием в службу "одно окно" горисполкома осуществляется по тел. 142, 43 61 31, 33 14 74 в рабочие дни в часы приема. Приглашаем льготников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Витебском горисполкоме, для строительства жилья. Обращаться в кабинет №102, тел. 436274. За содействием в трудоустройстве можно обращаться в службу занятости по тел. 362549, постоянно действующие комиссии по содействию занятости администрации Октябрьского района тел. 648906, администрации Железнодорожного тел. 604784, администрации Первомайского района тел. 643382, городскую комиссию тел. 361348. Оплачиваемые работы по переборке овощей, укладке тротуарной плитки, тел. 36-25-54 Обучение для безработных по профессиям: «продавец», «повар», «парикмахер», «мастер по маникюру, мастер по педикюру», тел. 36-25-45 Субсидии безработным г.Витебска для организации собственного дела тел. 36-25-40, 36-25-15 МЧС предупреждает: во время отдыха на природе исключите купание в нетрезвом виде
    Главная / Администрации районов / Первомайский район / О противодействии коррупции

    О противодействии коррупции


    КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН по профилактики правонарушений, борьбе с преступностью и коррупцией в Первомайском районе г. Витебска на 2021 год

    ПЛАН работы комиссии по противодействию коррупции администрации Первомайского района г.Витебска на 2022 год

    План мероприятий по противодействию коррупции в администрации Первомайского района г.Витебска на 2021 год

    Повестка заседания комиссии по противодействию коррупции администрации Первомайского района г. Витебска

    9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

    По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption)

    В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

    Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.

    Конвенция 2003 года – первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию.

    Специальный представитель Генерального секретаря ООН Ханс Корелл, объявив о решении учредить Международный день борьбы с коррупцией, призвал представителей более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, подписать Конвенцию. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».

    В этот день во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией.

    Борьба с коррупцией в Беларуси, одна из важнейших государственных задач

    Коррупция в ХХI веке является глобальной проблемой международного масштаба. Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

    С момента обретения Беларусью независимости, коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства. Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

    В наиболее общем смысле коррупция – использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

    В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя: разработку и принятие антикоррупционного законодательства, разграничение между государственными органами их функций и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

    Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.

    Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.

    Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.

    На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

    В Законе о борьбе с коррупцией:

    • установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
    • регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
    • содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

    Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.

    Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.

    В их числе:

    • Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 330
      «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью»;
    • Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644
      «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
    • Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
      «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
    • Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
    • Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4
      «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
    • Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе»;
    • Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»;
    • Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З                               «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
    • Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
    • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
    • другие правовые акты.

    В рамках реализации требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» утвержден перечень коррупционных преступлений:

    • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
    • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных пре­ступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи   235 УК);
    • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
    • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
    • превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3
      статьи 426 УК);
    • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
    • получение взятки (статья 430 УК);
    • дача взятки (статья 431 УК);
    • посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
    • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).

    УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    В настоящее время в государстве последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы. Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах, среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение государственных дотаций, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов, др. Выделяются следующие виды коррупции: административная коррупция (намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам); бытовая коррупция (различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи); деловая коррупция (неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса); корпоративная коррупция (межфирменные подкупы работников коммерческих структур).

    Следует отметить, что борьба с коррупцией в республике – не кратковременная кампания, а важнейшая государственная задача в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности.

    В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации.

    Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.         

    Главный источник успеха в решении данной задачи – крепкая государственная власть, сильная социальная политика, опора на народ и гласность. Вести борьбу с коррупцией следует целенаправленно, комплексно и непрерывно. При этом усилия должны быть направлены не только на обнаружение и пресечение фактов коррупции, но и на установление и ликвидацию причин, ее порождающих. 

    Типичные нарушения антикоррупционного законодательства

    • указание государственным служащим недостоверных сведений в декларации о доходах и имуществе, непредставление такой декларации в установленные законом сроки, необеспечение проверки правильности и полноты заполнения деклараций о доходах и имуществе работниками кадровой службы, ответственными за прием и проверку деклараций (глава 4 Закона № 305-З);

    • неподписание государственным должностным лицом обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона № 305-З, а также непринятие мер по истребованию такого обязательства со стороны уполномоченных на это лиц;

    • невыполнение государственным должностным лицом обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона № 305-З;

    • использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности;

    • использование подчиненных работников для выполнения работ в личных интересах при отсутствии в деянии составов преступлений, предусмотренных ст.424, 426 УК;

    • недостоверное отражение в государственной статистической отчетности сведений об объеме выполненных работ при строительстве, внесение иных заведомо ложных сведений в официальные документы при отсутствии состава преступления, предусмотренного ст.427 УК;

    • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

    • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов;

    • невыполнение предусмотренных ст.23, 43 Закона № 305-З обязанностей руководителя организации по принятию мер, направленных на борьбу с коррупцией;

    • принятие государственным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;

    • вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, не входящее в круг его обязанностей и не основанное на законодательном акте Республики Беларусь.

     Нередко выявляются следующие факты нарушений антикоррупционного законодательства:

    • фиктивное трудоустройство подставных лиц с целью завладения денежными средствами, начисленными им в качестве заработной платы;

    • внесение агентами страховых компаний заведомо ложных сведений в свидетельства обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с целью оказать содействие водителям, допустившим нарушения Правил дорожного движения, в уклонении от ответственности;

    • злоупотребления со стороны должностных лиц организаций лесного хозяйства, природоохранных инспекций, землеустроительных служб и других государственных органов по незаконному привлечению граждан к административной ответственности.

    ___________________________________________________

    Положение о комиссии по противодействию коррупции администрации Первомайского района г. Витебска

    Состав комиссии по противодействию коррупции администрации Первомайского района г. Витебска


    Радио “Витебск”