С 2 января 2023 г.вступили в силу изменения, внесенные в Закон от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» Законом № 176-З.
Освещены следующие вопросы:
1. Изменение порядка подачи электронных обращений
3. Введение понятия «злоупотребление правом на обращение»
4. Сокращение круга организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений
5. Ознакомление заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений
6. Ответы на письменные обращения массового характера
8. Случай, когда можно давать ответ заявителю о невозможности предоставления запрошенных им сведений
9. Случаи, когда можно не направлять ответ заявителю
10. Уточнение формулировки определения сроков рассмотрения обращений, исчисляемых месяцами
Направление электронных обращений будет возможно только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юрлиц, и только в госорганы и организации.
Справочно: Государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц - информационная система, предназначенная для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу.
Электронное обращение - обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений (абз.6, 9 ст.1 Закона № 300-З).
Подача электронных обращенийс помощью электронной почты или специальной формы на сайте соответствующей организации станет невозможной.
Для подачи электронного обращения в любую госорганизацию заявитель должен зайти на сайт https://обращения.бел/ и пройти идентификацию и аутентификацию. Через указанный сайт (с использованием личного кабинета) можно будет получить ответ на электронное обращение.
Рассматриваемая система также будет служить для хранения:
• электронных обращений, ответов (уведомлений) на них;
• электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения;
• иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения, по существу.
Таким образом, государственная единая (интегрированная) республиканская информационной системы учета и обработки обращений граждан и юрлиц станет единой точкой работы со всеми видами обращений в государственные организации.
Заявитель вправе применять аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку с согласия должностного лица, проводящего личный прием (абз.8 ст.7 Закона № 300-З).
При этом вводится право должностных лиц организаций, проводящих личный прием, а также работников организаций, уполномоченных осуществлять предварительную запись на личный прием, отказать соответственно в личном приеме, в записи на личный прием.
Предусматривается и ситуация, при которой заявитель начал противоправное применение технических средств после начала личного приема, уже успев изложить суть обращения. В подобном случае устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу (п.2 ст.6 Закона № 300-З).
Перечни случаев, когда письменные и устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, дополняются указанием на то, что обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. При этом заявителю должно быть направлено уведомление об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения (абз.8 п.1, абз.7 п.2 ст.15 Закона № 300-З).
Конкретный перечень ситуаций, которые признаются злоупотреблением правом на обращение, не устанавливается, поскольку невозможно учесть все ситуации, возникающие на практике, и ограничить правоприменителя в применении этого механизма.
Решение об оставлении обращения по существу по данному основанию принимается в общем порядке руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.
Книга замечаний и предложений будет вестись в организациях, у ИП, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Совмином(магазины, точки общепита и иные подобные объекты) (ч.1 п.1 ст.24 Закона № 300-З).
Справочно: Книга замечаний и предложений - документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) и (или) предложений о деятельности организации, ИП, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (абз.14 ст.1 Закона № 300-З).
Кроме того, замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, ИП, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, не касающиеся качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, остаются без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
В целях исключения конфликтных ситуаций, связанных с фиксацией полученной информации, зачастую возникавших на практике при ознакомлении заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, закрепляется право заявителей делать выписки из этих материалов, осуществлять их фотосъемку(абз.3 ст.7 Закона № 300-З).
Это позволит реализовать право заявителей на получение необходимой информации, избежать при этом возложения обязанности изготавливать копии таких материалов на организации, предоставляющие их для ознакомления.
На письменные обращения, которые носят массовый характер, распространяется механизм, ранее применявшийся только к электронным обращениям.
Если поступающие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (п.1 ст.251 Закона № 300-З).
На организации и ИП возлагается обязанность представлять в 15-дневный срок документы (их копии) и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях, организациям, ИП, запросившим такие документы (их копии) и (или) сведения (абз.11 ст.9 Закона № 300-З).
Возложение указанной обязанности обусловлено необходимостью законодательного закрепления механизма, обеспечивающего полное и своевременное рассмотрение обращений в случаях, если для этого требуется получить какую-либо информацию от третьих лиц.
Обратите внимание!
Требование о предоставлении документов (их копий) и (или) сведений не распространяются на случаи представления документов (их копий) и (или) сведений на возмездной основе, а также на иные случаи, предусмотренные законодательными актами (абз.11 ст.9 Закона № 300-З).
Под такими случаями понимается, в частности, направление информации, распространение которой ограничено.
Закрепляется правоорганизаций и ИП, рассматривающих обращения, давать ответ заявителю с сообщением о невозможности предоставления запрошенных им сведений, если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ч.4 п.1 ст.14 Закона № 300-З).
Направление подобного ответа рассматривается как рассмотрение обращения по существус применением соответствующих сроков рассмотрения обращений.
Обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются в случаях, если:
• в обращениях отсутствуют какие-либо рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций;
• обращения содержат только благодарности;
• обращения содержат просьбу заявителя не направлять ответ на обращение (п.3 ст.14 Закона № 300-З).
В настоящее время возможность не направлять ответ, если обращение содержит просьбу заявителя не направлять ответ на обращение, законодательно не закреплена. Ответ на обращение должен направляться, несмотря на просьбу заявителя его не направлять. На практике это приводило к неоднозначной и часто негативной оценке ситуации со стороны заявителя.
Для обеспечения точного применения на практике уточняется формулировка порядка определения сроков рассмотрения обращений, исчисляемых месяцами.
Так, течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (ч.1 п.1 ст.17 Закона № 300-З).
При этом сам подход к такому определению не меняется.
Витебский городской исполнительный комитет, 2024
Разработка сайта БЕЛТА