В связи со сложившейся экономической ситуацией, а также рядом внутренних субъективных факторов, в настоящее время значительно возросло количество субъектов хозяйствования находящихся в процедуре ликвидации (прекращения деятельности) по различным основаниям.
Данная статья направлена на профилактику совершения субъектами хозяйствования в процессе ликвидации (прекращении деятельности) действий, которые могут быть расценены компетентными органами как нарушения либо приравнены к запрещенной деятельности.
Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования в Республике Беларусь регламентируется нормами Положения о ликвидации (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в Республике Беларусь» (далее по тексту – Положение о ликвидации).
Так, пунктом 10 Положения о ликвидации закреплено, что осуществление операций по банковским счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются. Аналогичная норма закреплена частью 5 пункта 1 статьи 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Таким образом, законодателем четко определены действия субъекта хозяйствования совершение которых запрещено в процессе ликвидации (прекращения деятельности) такого субъекта.
Согласно нормам Положения о ликвидации, со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Основной целью ликвидируемого юридического лица становится исключительно окончание своей деятельности, поэтому в период работы ликвидационной комиссии (ликвидатора) отсутствуют условия обычного гражданского оборота, позволяющие юридическому лицу осуществлять повседневную хозяйственную деятельность. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе совершать от имени юридического лица лишь те сделки, которые необходимы для осуществления процедуры ликвидации юридического лица (завершение текущих дел, в том числе своевременное начисление и уплата налогов, выявление кредиторов и осуществление расчетов с ними, взимание кредиторской задолженности и т.п.), в том числе сделки, направленные на обеспечение содержания и сохранности имущества юридического лица.
Например, поступление денежных средств на счет, по договорам, заключенным до начала процедуры ликвидации (прекращения деятельности) и распоряжение указанными денежными средствами с целью окончания процедуры ликвидации – погашение задолженности по реестру требований кредиторов, либо заключение договора аренды для хранения остатков оборудования и имущества должника подлежащего реализации для погашения задолженности перед кредиторами под запрет, установленный пунктом 10 Положения о ликвидации не подпадает.
Вместе с тем, распоряжение указанными средствами на закупку новых товаров, сырья или оборудования, аренду новых помещений для осуществление предпринимательской деятельности, рекламу оказываемых услуг, а также заключение новых договор будет расценено как нарушение запрета, установленного пунктом 10 Положения о ликвидации.
Помимо обычного порядка ликвидации субъектов хозяйствования, при которых назначается ликвидационная комиссия либо ликвидатор (ликвидация по решению собственника имущества либо уполномоченного органа юридического лица, решению суда, рассматривающего экономические дела) особый интерес вызывает процедура ликвидации субъекта хозяйствования по решению регистрирующего органа в случае неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд на основании представления (предложения) налогового органа о ликвидации.
При таких обстоятельствах, согласно пункта 14 Положения о ликвидации, юридические лица ликвидируются (деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается) регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые ликвидируются (деятельность которых прекращается) в упрощенном порядке, размещается Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции. Решение о начале процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.
О принятом решении регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение), архивы.
При таких обстоятельствах, в случае получения субъектом хозяйствования уведомления регистрирующего органа о начале упрощенной процедуры ликвидации (прекращения деятельности), продолжение обычной хозяйственной деятельности будет расценено компетентными органами как нарушение запрета, установленного пунктом 10 Положения о ликвидации.
Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается в соответствии с частью 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет применение мер административной ответственности в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Административная ответственность для индивидуальных и юридических лиц наступает с учетом условий, установленных статьей 4.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Все новостиВитебский городской исполнительный комитет, 2024
Разработка сайта БЕЛТА